пт, 25/11/2022 - 16:06

В Севастополе ювелиры могут исчезнуть как вид

Ситуация в отрасли и так была непростой, но новый федеральный закон делает её ещё хуже.

Севастопольский ювелирный бизнес переживает непростое время: после сложного периода эпидемии COVID-19 по отрасли ударил кулак западных санкций, вызванных резким обострением противостояния Запада с Россией на просторах Украины. В дополнение к этому законодатели приняли федеральный закон, отменяющий специальные налоговые режимы для малого ювелирного бизнеса.

К каким последствиям может привести это нововведение, ForPost спросил у местных ювелиров. Если кратко — перспективы отрасли далеко не радужные.

Золотая лихорадка наоборот

В настоящее время ювелирный бизнес может пользоваться специальными налоговыми режимами: ИСН и ПТН. Однако с 1 января 2023 года организации и ИП должны будут работать по общей системе налогообложения. Налоговая нагрузка для ювелиров может вырасти с 5–15% до 35–40%.

По мнению экспертов, это приведёт к росту цен на продукцию ювелиров до 40–50% и уходу с рынка более 8 тысяч предпринимателей.

С нерадужными прогнозами согласны и севастопольские мастера.

«Я вообще, конечно, расстроен. Я, наверное, буду работать уже на дому <…> Все работают на дому, и работают, получается, не особо легально», — сказал севастопольский ювелир на условиях анонимности.

По словам ещё одного собеседника, поддержки от государства нет, налоги растут, а зарплаты остаются на том же уровне. «Если налог вырос, частный предприниматель поднимает цену <…> При том, как будет расти налогообложение и всё остальное, наш частный бизнес уйдёт в тень или просто будет закрываться», — сетует он.

На ноябрь 2022 года в Севастополе официально осталось 73 субъекта в отрасли драгоценных металлов и камней. По данным реестра специального учёта Федеральной пробирной палаты, из них торговлей занимаются 36 представителей бизнеса, производством — 5, работают как ломбарды — 7 и предоставляют несколько услуг одновременно — 25.

Кроме того, надо понимать, что многие ювелиры свернули свою деятельность в период пандемии.

Конечно, бывают заказы и по 20–30 тысяч за работу, но чаще простые ремонты с оплатой в 300 рублей.

«Общая экономическая ситуация в городе, да и стране, такая, что многим сейчас не до ювелирных украшений», — также сетует один из мастеров.

Ювелиры рассказывают, что работают чаще всего самостоятельно, иногда пытаются вести несколько бизнесов одновременно. Бухгалтера в штаб не берут, поэтому работу с налогами отдают на аутсорсинг.

«До начала СВО был рабочий магазин продуктовый и была мастерская рабочая ювелирная. Всё это уже закрылось, ещё в долгах остался… С курсом непонятно что происходит, и ушли все инструменты хорошие <…> Нет расходников, нет материалов. Нечем работать, понимаете? Приходится что-то искать, где-то перекупать, платить в два раза больше, поэтому комментарии излишни», — поделился историей ещё один предприниматель.

Ещё один ювелир рассказал, что с заказами сейчас дела обстоят не очень хорошо.

«Думаю насчёт того, чтобы подработку найти, потому что не выживаешь на эти деньги», — говорит предприниматель.

Выхода нет?

Предприниматели предлагают использовать другой подход к налогообложению, чтобы выигрывали и бизнес, и государство.

«В моём понимании, для того чтобы работал частный бизнес и приходили деньги в бюджет, нужны налоги меньше, а возможностей человеку больше. Допустим, 20 человек платят по 500 тысяч налог. Уменьшите их до 50 тысяч — сколько у вас откроется ипэшек? В разы больше придёт. За счёт этого и надо перекрывать дырки. Вы живёте, и все живут — все удовольствие получают», — предлагает предприниматель.

Непростое положение мастеров в отрасли заставляет людей сомневаться, что принятие такой инициативы было целесообразным.

В Министерстве финансов РФ отметили, что внесение указанных изменений обусловлено тем, что применение специальных налоговых режимов в ювелирной отрасли создаёт неравные условия для тех производителей, которые находятся на общей системе налогообложения и уплачивают налог на добавленную стоимость при реализации таких изделий.

«Законы пишут, вопрос только — для кого?» — заключил один из собеседников.

Соня Морковская

Теги:
Читайте также: