вт, 26/09/2023 - 19:27

В Севастополе стоит вопрос допуска в приватизированные и арендованные укрытия

Пока горожанам приходится надеяться на понимание и адекватность владельцев.

В Севастополе на фоне участившихся воздушных тревог обострился вопрос не только состояния укрытий, но и доступа к ним.

Подвалы, цокольные этажи и даже полноценные бомбоубежища при Украине активно приватизировались. В российские годы на оставшиеся в госсобственности помещения заключались договоры аренды. В обоих случаях это лишило горожан укрытий, оказавшихся совсем не лишними в городе вечных оборон.

Более двух лет назад ForPost поднимал эту тему в материале «В чьей собственности находятся подвалы севастопольских домов?». В этот раз проблему на примере того же дома № 17 на ул. Большой Морской в авторской программе «Внимание» разобрал Антон Пархоменко.

Подвал-бомбоубежище в этом доме был отдан в безвозмездное пользование «Городскому совету садоводов, огородников, дачников Севастополя».

Жители дома, лившиеся, по сути, права полноценного пользования своим подвалом, предлагали на общегородском уровне разобраться со схожими. Их основные предложения были направлены в департамент общественной безопасности.

Представители ведомства тогда ожидаемо сообщили, что вопрос изъятия подвалов находится за рамками их компетенции. Однако в целом занялись вопросом и даже обратились в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны.

«Департаментом подготовлены и направлены предложения о внесении изменений в федеральные нормативно-правовые акты в части рассмотрения вопроса предоставления населению беспрепятственного доступа в заглублённые помещения подземного пространства частной собственности, пригодные для кратковременного укрытия», — уточнялось в полученном журналистом ответе.

По вопросу возможного использования для укрытия подвалов, находящихся в государственной собственности, «безопасники» также обращались в ДИЗО. Но с учётом того, что вся эта переписка происходила ещё в мае, вероятно, идею похоронили в бюрократических кулуарах.

Сентябрь 2023 года со всей остротой актуализировал проблему. Стоит вернуться и к вопросу использования помещений, частных и государственных, которые можно использовать в качестве укрытий.

Что касается дома № 17, журналисты ForPost выяснили: по итогу затяжного конфликта садоводы так и не въехали в предоставленный властями подвал. Укрытие открыли пару дней назад, и во время тревоги 25 сентября оно приняло жильцов. Теперь они озабочены приведением убежища в порядок — сегодняшнее состояние бомбоубежища таково, что у некоторых укрывающихся начался аллергический кашель.

Отметим, что отсутствие чётких правил, кто и где может укрываться во время воздушной тревоги, провоцирует создание конфликтных ситуаций. Самая резонансная случилась накануне у Дворца культуры рыбаков — жителей соседнего дома не пустили в укрытие ДКР, сославшись на режимность объекта.

«Ещё раз обращаюсь ко всем учреждениям Севастополя — и государственным, и частным. Во время воздушной тревоги в городе нет и не может быть разделения на „своих” и „чужих”. Опасность одна на всех, и — если к вам пришли люди и просят укрытия — вы обязаны их пустить, и неважно, из вашего они учреждения или дома или просто их где-то на улице застала сирена», — написал губернатор Севастополя Михаил Развожаев.

Несмотря на то что какого-то закона или утверждённого властями норматива, касающегося доступа жителей на государственную или частную территорию во время тревоги, нет, глава города надеется, что подобных инцидентов в Севастополе больше не произойдёт.

«И нам не придётся вводить штрафы и угрожать ими, чтобы люди вспомнили, что они прежде всего люди. А уже потом „при исполнении своих обязанностей”».

Андрей Гринев

Читайте также: