вт, 08/02/2022 - 12:02

В Севастополе разрабатывают грузовые и пассажирские беспилотники

Севастопольские ученые обещают сделать полеты над городом рядовым событием.

Сегодня, 8 февраля, в нашей стране отмечается День российской науки. Благодаря науке человек научился делать многое из того, что наши предки твердо считали невозможным: разговаривать с другим человеком, который находится за тысячи километров от него, освещать огромные пространства нажатием кнопки, парить над землей. И лучшего дня, чем сегодняшний, для рассказа о сконструированном учеными СевГУ беспилотнике не придумать.

«В нас верят»

Фотографией с изображением его модели поделилась пресс-служба СевГУ. Первое, что бросается в глаза, – необычная форма беспилотника. Детище лаборатории «Динамика полета и управления беспилотных авиационных систем» Института национальной технологической инициативы (НТИ) СевГУ выполнено в форме капли.

«Это большая капля, которая является летающим крылом (крылья по бокам – для маневрирования) с высоким и качественным коэффициентом подъемной силы. Мы рассчитали его решением обратной задачи термодинамики», – рассказал на ученом совете СевГУ директор Института НТИ Сергей Дудников.

«Назначение аппарата – логистика, беспилотная аэродоставка грузов и почты. В отдалённой перспективе – аэротакси, – поясняет замдиректора Института по инновационной и проектной деятельности Дмитрий Рыбаков. – Многие компании интернет-торговли и "быстрой доставки" видят в них возможность организовывать доставку небольших грузов "в день заказа" или даже в течение нескольких часов после заказа.

Конкуренция среди таких компаний сегодня высока, и от скорости доставки товаров зависит многое. А уж как порадует такая услуга жителей уголков, куда по поверхности земли не доберешься раньше, чем через несколько дней!

То, что мы видим сегодня, называется "компоновочным" макетом беспилотника. На нем ученые проверят общие параметры аэродинамической формы, которая была создана с помощью компьютерного моделирования. Сам летательный аппарат будет делаться из легких и прочных композитных материалов и оснащаться микротурбинным двигателем.

«Прототипы этих двигателей разрабатываются партнёрами СевГУ. Испытания гибридных силовых установок с такими двигателями в нашем Институте ведутся и сейчас», – говорит Дмитрий Рыбаков.

Системы управления, навигации, связи, отдельные сенсоры и системы обработки информации от сенсоров тоже разрабатываются как подразделениями и лабораториями СевГУ, так и его партнерами.

Помимо этого, ученые СевГУ по заказу одного из авиапредприятий выполняют два проекта на сумму 3 миллиона рублей.

«Помимо написания и тестирования драйверов для операционных систем жесткого реального времени для самолетов, нас пригласили в проект по созданию информационных двойников пассажирских самолетов следующих моделей МС-21. Наша кафедра «Программная инженерия интеллектуальных систем» активно в этом участвует», – говорит Сергей Дудников.

Ну, полетели!

Работают сотрудники института и над созданием тяжелых транспортных беспилотников и аэротакси. Без инфраструктуры, позволяющей проводить испытания, это невозможно, поэтому она была создана в поселке Голландия. Начать эксперименты планируют уже в 2022 году.

«Уже заказаны новые винто-кольцевые движители, которые позволят создать летный образец мультироторного беспилотного воздушного судна (БВС) грузоподъемностью до 50 кг и станции автономного базирования для него. Эта станция совмещаема с роботизированным устройством приёма и обработки перевозимого груза. Получен заказ на использование полетного контролера и микроволновых систем посадки посадочной станции для беспилотников. Планируется реализация проекта по построению автономных сетей беспилотного авиационного мониторинга с применением БВС вертикального взлёта», – добавляет директор Института НТИ.

Самой интересной из всего перечисленного нам показалась новость о работе над аэротакси. Дешевой, конечно, такая услуга не будет, особенно поначалу. Но, может быть, хотя бы с ее помощью удастся избавить город от пробок?!

 

В июне 2021 года в СевГУ сообщали, что завершить разработку необходимых для создания аэротакси технологий ученые планируют к 2025 году. По словам Дмитрия Рыбакова, эта информация остается актуальной. Верит он и в то, что в течение ближайших лет мы увидим, как беспилотники-курьеры и аэротакси курсируют над нашим городом.

«Есть такая известная фраза – что только русские не придумают, чтобы дороги не строить, – говорит он. – Кстати, строительство современных автодорог, особенно в регионах со сложными грунтами, мероприятие очень дорогостоящее. А машинка в формате летающего такси по технической сложности вполне сопоставима с современным автомобилем со всеми его противобуксовочными, противоскользящими и прочими системами. Поэтому и их стоимость при внедрении разработки в производство будет соотносимой».

Купить личный летательный аппарат по цене джипа наверняка захотят многие. Во-первых, это красиво. Во-вторых, престижно. А в-третьих, никаких тебе пробок! По крайней мере, поначалу.

И, наконец, летающая машина дает простор для фантазии организаторов всяческих развлечений, в том числе у воды. Любители экстрима, считает собеседник, такую возможность оценят. И пусть пока все это кажется фантастикой – разве не на наших глазах свершился прыжок от дисковых телефонов, установки которых нужно было еще добиться, и медлительных ЭВМ, занимающих целые залы, до помещающихся в ладони смартфонов? Наши предки могли бы сравнить их с волшебным блюдцем из сказок – смотришь и видишь, что происходит за тридевять земель. А мы в этой сказке живем.

Ольга Смирнова

Читайте также: