сб, 18/11/2017 - 12:31

В Севастополе подрядчик «модернизировал» историческую брусчатку на улице Кучера

Нешуточные страсти разгорелись вокруг капремонта дороги на улице Василия Кучера. Рабочие укладывают брусчатку, демонтированную в августе. Многие горожане отметили, что новая версия мостовой значительно отличается от прежней. Ту ли дореволюционную брусчатку кладут – или «новодел»?

Места в Севастополе, где до сих пор сохранилась старинная брусчатка, можно пересчитать по пальцам. Специалисты рассказывают: в нашем городе её укладывали два раза – до революции и после Великой Отечественной войны. Причём, во второй раз использовалась та же самая дореволюционная брусчатка, которую пришлось переложить, так как город сильно пострадал после бомбёжек. Не раз красивое дорожное покрытие попадало в объектив кинокамер, рассказывает телеканал «НТС».

Капремонт дороги на улице Василия Кучера начался в конце июля. По информации пресс–службы правительства Севастополя, стоимость контракта – чуть более 39 миллионов рублей. Участок длиной 376 метров должен быть готов к концу этого года. Подрядчик – компания «Доринвест–Крым». Сохранится ли историческая брусчатка, горожане волновались ещё тогда.

«Когда эти работы начинались, все были обеспокоены судьбой исторического камня, который лежал на этой улице. Я звонил Владимиру Васильевичу Базарову (замгубернатора Севастополя, отвечающему за ЖКХ – прим.) и спрашивал, есть ли гарантии, что именно тот камень, который был демонтирован с улицы, будет возвращен на своё историческое место. Он заверил меня в том, что это будет именно так», – рассказал депутат заксобрания Севастополя Вячеслав Горелов.

Об этом 8 августа этого года говорилось и в статье, размещённой на официальном сайте правительства города. В материале были приведены слова заместителя Губернатора Владимира Базарова: «После начала капитального ремонта дороги севастопольцы неоднократно обращались с просьбами о сохранении брусчатки на исторической площадке улицы. Правительством принято решение ее сохранить и вернуть на прежнее место в первозданном виде».

Укладка брусчатки началась недавно, однако невооружённым взглядом видно, что после ремонта камень стал выглядеть иначе. Многие заподозрили, что укладывают вообще какие–то другие булыжники.

«Камень этот древний. Это культурное наследие города, и то, что сейчас перекладывают тот старинный камень, в котором душа Севастополя, это очень неправильно. Должен быть положен тот же камень, который лежал. Все должно быть так, как 100 лет назад. Если 100 лет назад камень могли укладывать, то теперь уже что, не могут?» – отметил один из горожан.

Чтобы разобраться в ситуации, 17 ноября на место выехали депутаты заксобрания Вячеслав Горелов и Екатерина Алтабаева. Они внимательно осмотрели новую кладку и отметили, что булыжники уложены на достаточно большом расстоянии друг от друга, а также то, что на некоторых камнях появились трещины.

Неподалеку обнаружились образцы дореволюционной брусчатки. Несколько булыжников Вячеслав Горелов забрал в качестве образца. Разница в размере налицо – «новая» брусчатка гораздо меньше.

«Мы нашли кусочек оставшейся мостовой, убедились в том, что уложенные там камни – высокие, их верхняя поверхность хорошо отполирована, потому что машины ездили по ним, и взяли два образца. Кроме того, у меня сохранился камень, который был взят с улицы Адмирала Октябрьского. Это позволяет убедиться в том, что тот камень, который лежал на Василия Кучера, и камень, который был демонтирован на улице Адмирала Октябрьского (бывшая Херсонесская) – один и тот же», – сказал Горелов.

Он по телефону связался с замгубернатора Базаровым, и тот предложил съездить на склад, где хранится камень с улицы Василия Кучера. Оказалось, что брусчатка находится на базе подрядчика в районе села Штурмовое, куда её привезли сразу после демонтажа в центре города.

Этот процесс называется – приведение в нормативное состояние, торцовка. Именно ему булыжники мостовой обязаны таким кардинальным преображением. Представитель «Доринвест–Крым» рассказал, что камни достаточно долго сопротивлялись – алмазные диски их не взяли, поэтому пришлось покупать достаточно дорогой специальный станок.

«Вот был исторический камень. Вот он лежал 150 лет там. Ничего ему жить не мешало. Да, дорога была просажена, дорога была плохой. Но я совершенно не понимаю, почему нельзя взять и положить так, как он лежал 150 лет назад на то место, где он лежал 150 лет», – отметил депутат Горелов.

«Водители скажут большое спасибо, потому что она не гладкая. Сцепление колес намного лучше. У нас есть проект на капитальный ремонт улицы. Там предусмотрен демонтаж брусчатки, устройство щебёночно–песчаного основания толщиной 25 сантиметров, укреплённого цементом, а сверху ещё пять сантиметров песко–цементной смеси. У нас существующий камень имеет ширину и толщину ненормированную – от 10 до 30 сантиметров. Каким образом мы должны положить такой камень на подушку в пять сантиметров? По проекту предусмотрена торцовка, чем мы и занимаемся», – парировал замдиректора ООО «Доринвест–Крым» Александр Статкевич.

По словам Статкевича, проект утвердили в департаменте транспорта Севастополя. Кроме того, он прошёл госэкспертизу. При этом булыжная мостовая на улице Василия Кучера входит в территорию исторического поселения – это зафиксировано в приказе министерства культуры России от 11 января 2016 года. Но им охраняется только сам факт наличия брусчатки.

«Для регулирования правоотношений по ремонту, реконструкции, внешнему изменению этих объектов необходимо утвердить градостроительные режимы, регламенты внутри исторического поселения, что пока не сделано министерством культуры Российской Федерации. Поэтому мы сейчас знаем, что охранять, а как это использовать, ремонтировать, у нас не зарегламентировано. Поэтому если сейчас брусчатка остаётся на месте, нарушение законодательства об охране памятников отсутствует», – пояснил начальник управления охраны объектов культурного наследия Севастополя Михаил Рязанцев.

«Очевидно, что тот камень, который лежал на улице Кучера, это тот оригинальный камень. Некоторую боль испытываю из–за того, что он подвергся модернизации – он теперь расколотый и он уже не в том виде, в котором был изъят. Коллеги говорят, что работают по проекту, который прошёл экспертизу и согласование», – сказал депутат заксобрания Севастополя Вячеслав Горелов.

Он добавил, что планирует переговорить с представителями правительства города, чтобы в будущем проекты по реконструкции мощёных улиц рассматривали не только специалисты строительной отрасли, но и те, кто занимается охраной объектов культурного наследия.

 

 

Читайте также: