пт, 17/11/2017 - 09:47

В Севастополе инвалид попала в ловушку припаркованных автомобилей

Инвалид–колясочник не может выехать из подъезда дома, заставленного машинами. Соседи, полюбившие бесплатную стоянку под окнами, не замечают инвалида – и не хотят ставить авто по нормальному. В прокуратуре и правительстве Севастополя ничего с этим сделать не могут.

Не первый год жительница Севастополя Марина Ковальковская борется с равнодушием. Женщина – инвалид–колясочник первой группы, поэтому в подъезде многоквартирного дома, где она проживает – улица Генерала Лебедя, 22, есть специальный спуск. Но выехать по нему на улицу она зачастую не может – выезд заблокирован машинам соседей.

В последние два года ситуация ухудшилась.

«Раньше, лет пять назад, машин было меньше – было проще. А сейчас машин всё больше и больше становится, летом вообще не выехать из квартиры», – посетовала Марина Евгеньевна.

Обращение к соседям не помогло: видимо, из–за собственной чёрствости они предпочитают не замечать проблем ближних. И 62–летняя женщина вынуждена ждать, когда ей позволят выехать на улицу хозяева авто.

«Понимаете, мы не всех знаем, кто ставит машины тут, потому что машин–то много. Мы двух соседей знаем, которые любят здесь ставить машины. Но с ними невозможно говорить. У нас здесь есть очень хорошая соседка, я слышала, как она говорит соседу: «Ну, вы же знаете, что здесь женщина–инвалид живёт, вдруг она выезжать куда–то будет?» – «Ну и что, может, я сам инвалид», хлопнул дверью и пошёл», – рассказала ForPost Марина Ковальковская.

Замкнутый круг отписок

Женщина обращалась и во всевозможные инстанции. В 2016 году Марина Ковальковская начала длительную переписку с правительством и прокуратурой Севастополя. На многочисленные сообщения о её – человека с ограниченными возможностями – потребностях приходили отписки.

За это время женщина–инвалид собрала кипу писем в департамент городского хозяйства, управление содержания и эксплуатации жилищного фонда, прокуратуру, Роспотребнадзор, к общественникам.

«Приходят одни отписки. Куда бы я ни писала – все перенаправляют в ГИБДД, которая постоянно отвечает одно и то же: они этим не занимаются, а занимается департамент городского хозяйства», – отметила Марина Ковальковская.

Её единственная просьба – установить устройство, ограничивающее парковку машин непосредственно перед выездом для инвалидной коляски, чтобы можно было беспрепятственно выехать и вернуться домой в удобное время. Но и в этом инвалиду отказано.

В департаменте горхозяйства Севастополя, ссылаясь на постановление правительства России о правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме и Жилищный Кодекс РФ, неизменно отвечают, что решение об установке каких–либо конструкций на придомовой территории должны принимать все собственники многоквартирного дома.

При этом в департаменте заявили, что «коллективные автостоянки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, являются общим имуществом, принадлежащим на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном жилом доме». Но не сказали, а кто, собственно, разрешил эти автостоянки…

По словам Марины Ковальковской, в департаменте не учли то, что участок под многоквартирным домом на улице Генерала Лебедя, 22, не поставлен на кадастровый учёт, не оформлен в общую долевую собственность – значит, общее собрание собственников не имеет законных оснований распоряжаться придомовой территорией.

«И потом – люди пользуются квартирами, они же не просят ни у кого разрешения никакого, а это для меня пользование квартирой. Я же не прошу ничего особенного: просто мне нужен метр дороги, чтобы я могла выехать из квартиры и вернуться обратно в неё», – отметила Марина Евгеньевна.

Перед подъездом Марины Ковальковской даже нарисован спецзнак

Не учитывают чиновники и то, что Россия ратифицировала международную Конвенцию об обеспечении доступной среды для людей с ограниченными возможностями. Кроме того, согласно российским и международным правовым актам о защите прав инвалидов, когда речь идёт о доступности пользования жильём маломобильными группами населения, согласие жильцов не требуется.

В прокуратуре тоже держатся подальше от проблем Марины Ковальковской. В последнем прокурорском было сказано, что её обращение перенаправлено в очередную инстанцию.

«Никакого контроля с их стороны, я так понимаю, нет, потому что последнее письмо от них было в июле. В общем, они просто отправили, на контроле не держат и сами не вникают в ситуацию», – сказала Марина Ковальковская.

Нужно включить совесть

По мнению члена Общественной палаты Севастополя Натальи Кирюхиной, ситуация Марины Ковальковской осложняется тем, что формально нет законов, которые запрещают так неаккуратно парковать автомобили, но ведь «нужно включить совесть».

«Они не нарушают правил дорожного движения, но серьёзно осложняют жизнь людям с ограниченными физическими возможностями. Вероятно, автомобилисты даже не замечают, что своими машинами перекрывают специальные съезды с тротуаров для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В итоге те, для кого эти съезды предназначены, попадают в настоящую ловушку», – сказала Кирюхина.

Хоть в последнее время в городе и начались работы по созданию безбарьерной среды – делаются пандусы к зданиям, на тротуарах делают плавные спуски, запускают адаптированный общественный транспорт – Севастополь не будет комфортным для жизни маломобильных людей до тех пор, пока барьеры создают собственные соседи, считает Наталья Кирюхина.

«Выходит, что инвалид–колясочник заблокирован самими людьми: машины перекрыли все съезды с тротуара. Ждать, когда отъедет автомобиль, можно часами. И так каждый день. Ведь наказать беспечных водителей не получится. Нет таких законов. Как заставить людей быть людьми в отношении других людей?!», – отметила член общественной палаты города.

По её мнению, собрать всех жильцов многоквартирного дома для решения вопроса практически невозможно, а учитывая бесконечные отписки правительства, ситуация оказывается неразрешимой.

«Получается замкнутый круг: собрание жильцов никогда не соберется, департамент уповает на то, что соберётся собрание жильцов – это бесконечная история. А ответы на обращение таковы, что смысла и желания человеку больше писать и обращаться нет. Отписаться можно легко от любого обращения, здесь надо не отписываться, а подходить к проблеме по–человечески и искать разрешение ситуации», – сказала Наталья Кирюхина.

Таким разрешением проблемы, полагает Кирюхина, может быть установка ограничителя парковки в виде бетонных полусфер.

«Устанавливается самим городом. Так ограничивается движение легкового транспорта во дворах, но они не мешают проезду транспорта, которому необходимо это сделать, – МЧС, «скорой помощи» и так далее. Они ограничивают только тех, кто достаточно активно нарушает всевозможные человеческие правила», – подчеркнула Наталья Кирюхина.

Эти полусферы уже во многих городах России используются – и необходимо лишь заявление от инвалида, инициатива власти и проведение закупки.

«Я просмотрела: в Москве и Московской области лица с ограниченными возможностями обращаются в управляющую компанию, рассказывают о своей ситуации – и конкретно в том месте, где это необходимо, такие бетонные сферы устанавливают. Это делается по заявлению и никаким образом не решается сложными процедурами общего собрания жильцов», – подытожила член общественной палаты Севастополя.

Полина Ласькова

Фото предоставлены Мариной Ковальковской

Читайте также: