вс, 25/11/2018 - 08:30

В Мурманске Иван Папанин и Николай II борются за аэропорт

Одни утверждают, что не будут летать из «императорского» аэропорта из суеверий, другие обвиняют полярника в терроре.

Пока в Крыму и Севастополе обсуждают, именем какого великого человека назвать аэропорт в Симферополе, в противоположной части России - в Мурманске - спорят, присваивать ли местному аэропорту имя знаменитого севастопольца - Ивана Папанина. Полярник соперничает за победу в акции «Великие имена России» с последним русским царём Николаем Романовым, оставив далеко позади военного летчика, героя Великой Отечественной Бориса Сафонова. Об этом сообщает 360.

Для многих - не только мурманчан - соперничество приобрело политический, «красно-белый» характер. В частности, оппозиционный журналист  Олег Кашин считает, что Иван Папанин — прежде всего чекист, который в годы Гражданской войны «буквально лично убивал» героев книги русского писателя-эмигранта Ивана Шмелева «Солнце мертвых». По его мнению, результат Папанина в конкурсе великих имён - результат успешной агитации «советских». Об этом он написал на своей странице в соцсети. 

Впрочем, сами сторонники императора агитировали не менее активно -  в значительной степени из соображений «против Папанина».

«Папанин вырвался вперед почти на 4 тысячи голосов. Это значит, что у нас может быть аэропорт имени человека, на чьей совести десятки тысяч жизней людей, замученных в ​Крыму. Человека, никак не связанного с авиацией», — пишет в Facebook телеведущий Андрей Афанасьев. 

Сторонники же Папанина  считают, что за Николая II голосуют не жители Мурманска, а это вброс голосов. Политолог Геворг Мирзаян считает, что императору, который «оказался слишком слаб для бремени власти» и потерял страну, «накручивают голоса монархисты». Он призвал «проголосовать за альтернативу Николаю — советского исследователя Арктики Николая Папанина».

Председатель Российского Красного Креста и член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Раиса Лукутцова к обеим кандидатурам — Романову и Папанину — относится «очень толерантно», но склоняется в сторону Ивана Папанина. При этом признаётся, хотя цель самой акции ей не совсем понятна, что называть лучше всё-таки  именем «проверенных исторических личностей».

«Это история. И нам трудно с позиций другой эпохи оценивать: правильно или неправильно. В Мурманске много исторических мест и моментов достаточно нейтральных. Я бы вообще другое что-то придумала», — отметила Лукутцова.

Заместитель председателя СПЧ Евгений Бобров крайне отрицательно отнёсся к дополнениям в  названия российских аэропортов. Он считает акцию «никому не нужной демагогией», а потраченные на нее средства предпочёл бы направить на что-то более полезное. Бобров считает, что крайне нежелательно называть аэропорт Мурманска любым именем, но из двух вариантов предпочёл российского императора.

«Пустая схоластика. Но пускай Николаем назовут, что ли», — сказал он.

Президент Регионального общественного фонда противодействия организованной преступности и коррупции и члену СПЧ Евгений Мысловский признался, что ему абсолютно безразлично, чьим именем назовут аэропорт Мурманска. Главное, чтобы для этого была выбрана историческая личность. Пусть это будет Иван Папанин,  даже если он и был чекистом.

«Нельзя перечеркивать историю», — настаивает Мысловский.

По его мнению, если «подумать внимательнее», чекист ничем не хуже российского императора, при этом связь Николая II с мурманским аэропортом совершенно не понятна.

«У них там что: других нет героев?» — удивляется Мысловский.

В данный момент Николай II Романов лидирует с 6% отрывом - за него проголосовало 48%, за Ивана Папанина - 42%.

Кем был Папанин. Справка 360

Иван Дмитриевич Папанин — уроженец Севастополя, сын матроса, рабочий, а потом и сам — военный моряк. В Гражданскую войну партизанил на своей малой родине — в Крыму, в тылу у «белых». С 1920 года стал комиссаром при командующем военно-морскими силами «красных» на юго-западном фронте.

В ноябре 1920 года он действительно работал комендантом и следователем Чрезвычайной комиссии (ЧК) Крыма по рекомендации Розалии Землячки. Однако имя Папанина не упоминается в трудах отечественных историков, изучавших «красный террор» на полуострове в начале 1920-х годов. Так что подтвердить слова о личном участии будущего полярника в расстрелах и репрессиях довольно сложно.

В 1921 году Папанина перевели из Крыма в Харьков, где он занимал пост военного коменданта Украинского ЦИК. Позднее сменил ряд руководящих и хозяйственных должностей в Москве, никак с ЧК не связанных, а с 1923 по 1925 год учился на курсах связи. Дальше началась карьера полярника.

Папанин работал в экспедиции в Якутии, на Земле Франца-Иосифа и на мысе Челюскин. В 1937-38 годах возглавлял первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс», по итогам работы которой получил степень доктора географических наук. Быть старшим во время дрейфа его назначили неслучайно. Конечно, в те годы во главе экспедиции должен был стоять проверенный большевик, и наградной наган Папанина в той героической зимовке вошел в историю как один из ее символов.

С 1939 года Иван Папанин возглавлял знаменитое Главное управление Северного морского пути в Мурманске, а во время Великой Отечественной войны был также уполномоченным Государственного комитета обороны по перевозкам на Белом море, обеспечивая доставку важнейших стратегических грузов.

Выйдя в 1949 году на пенсию по состоянию здоровья, полярник не оставил работу и являлся заместителем директора Института океанологии Академии наук СССР. До конца жизни он также возглавлял Службу космических исследований Отдела морских экспедиционных работ, был директором Института биологии внутренних вод СССР и председателем московского филиала Географического общества Советского Союза. Папанин являлся депутатом Верховного Совета СССР.

По числу наград в стране с ним могли сравниться немногие. Грудь Ивана Папанина украшали две золотые звезды Героя Советского Союза, девять орденов Ленина, два ордена Боевого и два Трудового Красного знамени, орден Октябрьской революции, орден Красной звезды и множество наград более скромных. Стоит отметить, что лишь одну из них он получил по окончании Гражданской войны в России. Остальными полярника отметили за его героическую деятельность в высоких широтах северного полушария.

Теги:
Читайте также: