В Крыму дан официальный страт избирательной кампании по выборам в парламент и муниципалитеты региона, которые состоятся 8 сентября, об этом сообщается на официальном сайте Избирательной комиссии республики.
В канун агитационной гонки политолог Станислав Смагин напомнил, как начиналось в российском полуострове политическое дробление на сильных и красивых.
Камни с неба
Безусловные привилегии в крымском парламенте на предыдущих выборах 2014 года «Единая Россия», партия президента, получила во многом благодаря огромному кредиту доверия среди населения, на тот момент ещё невероятно вдохновлённого Русской весной и готового сворачивать горы. Однако, как поясняет Станислав Смагин в своём очерке на сайте консервативной политической мысли «Русская Idea», уже тогда одним из первых тревожных сигналов стало то, что в партию президента России поголовно шли люди, ещё вчера открыто и даже агрессивно выступавшие против российского будущего Крыма.
Популярный лозунг «Мы в России, а там хоть камни с неба», благодаря подобному кадровому наследию украинских времён чем дальше, тем чаще звучал всё горше и ироничнее.
Нынешние крымские «единоросы» в прошлом – это, несмотря ни на что, всё те же представители украинской «Партии регионов», хотя по тогдашним заверениям свежеиспечённого спикера Госсовета Республики Крым Владимира Константинова, с «Партией регионов» было «порвано». Тем не менее, от украинского наследия просто так не отмоешься: это – важная поправка на уникальность обстоятельств, которая оттеняет общую для других регионов России избирательную историю, считает Смагин.
Шлейф «Партии регионов» и украинской политической системы – это фактор, который необходимо учитывать в любых рассуждениях на заданную тему, подчеркивает политолог.
«Как и в остальной России, важнейшие разломы здесь часто проходят не строго по партийным границам, а по отнюдь не совпадающими с ними границам между мировоззрениями и людьми. Хочется верить, что и общее оздоровление нашей системы придёт с таврической стороны, где местное причудливо смешалось с всероссийским. Правда, видимо, это будет оздоровление через тяжёлый кризис».
Усиление материковыми
Параллельно активность наращивали и другие российские партии. КПРФ намеревалась объединить все левопатриотические силы Крыма - и КПУ, и Марксистско-ленинскую партию Леонида Грача. Грач в итоге предпочел влиться в ряды «Коммунистов России».
Если ЕР опиралась в ходе крымского партстроительства на кадры из ПР, то КПРФ, вполне закономерно, на членов КПУ и вообще сложившиеся структуры этой партии. Практически все крымские обладатели партбилетов КПУ в количестве 5 тысяч выразили желание стать членами КПРФ. Не обошлось без усиления материковыми кадрами.
Возглавил отделение КПРФ на полуострове депутат ГД Николай Коломейцев, по совместительству – первый секретарь Ростовского обкома.
Во многом по схожему сценарию развивалась и крымская деятельность ЛДПР. Кадровым костяком стали члены местного отделения партии, существовавшего еще в украинский период, но распущенного в 1997 г. Куратором был назначен депутат ГД Илья Дроздов, в дальнейшем со скандалом расставшийся с партией, а список на выборах в Госсовет возглавил лично Владимир Жириновский, как он это обычно и делает в регионах.
Появилось, разумеется, в Крыму и отделение «Справедливой России». Татьяна Москалькова, тогда еще не уполномоченный по правам человека, а депутат-справедливоросс, по этому поводу сказала: «Мы даже не ожидали, что такое большое количество людей в Крыму выразят желание вступить в «Справедливую Россию»».
Среди свежеиспеченных крымских членов СР выделялись бывшие регионалы, не сумевшие выдержать жесткую конкуренцию за получение теплого места в ЕР.
Молчание - не золото
Ранее крымский социолог, руководитель филиала Фонда развития гражданского общества в Симферополе Наталья Киселёва оценила шансы партий на прохождение в республиканский парламент на осенних выборах.
По её мнению, КПРФ и ЛДПР имеют все шансы собрать хороший «урожай» голосов, если будут действовать более активно, поскольку «люди, разочаровавшиеся в местной власти, могут пойти на выборы, чтобы отдать свой голос за условных оппонентов».
При этом эксперт отметила, что за «молчащие» партии, каковыми пока что являются крымские ЛДПР и КПРФ, никто голосовать не будет.
Наталия Назарук