вс, 19/07/2020 - 17:50

В Минске началась «революция снизу» против Лукашенко

Уже два месяца люди массово выходят на улицы, поддерживая оппозицию президенту.

Штабы трех популярнейших независимых кандидатов в президенты Белоруссии (я использую как синонимы Белоруссия и Республика Беларусь, что одобряют и ученые) – Виктора Бабарико, Валерия Цепкало и Светланы Тихановской – объявили об объединении сил накануне голосования 9 августа.



Поскольку первые два, наиболее популярных, кандидата были сняты с гонки 14 июля, на выборы идет одна Тихановская.

Снятиe Бабарико и Цепкало, собравших сотни тысяч реальных подписей – причем, все хорошо видели тысячи людей, выстраивавшихся в километровые очереди, чтобы оставить свою подпись в их поддержку (к слову, не то что очередей, а даже пунктов сбора подписей Александра Лукашенко никто не видел) – вызвало массовый выход людей в центр Минска 14 июля.



ОМОН задерживал всех подряд, даже велосипедистов или просто выходивших из кафе ребят. Доходило до драк, когда люди пытались защищаться.

Откуда такой взрыв общественной активности в нашей стране-соседке, которую мы привыкли считать этаким «сонным болотом»?

Экономика в Белоруссии деградирует уже не первый год, многие заводы (вопреки пропаганде) закрылись, зарплаты там гораздо ниже российских. Например, два года назад Лукашенко во время посещения Оршанского инструментального завода, одного из крупнейших в республике, с удивлением обнаружил, что рядовые работяги получают там всего по 200 долларов, причем за работу в сырых цехах с протекающей крышей.

Но люди терпели. Многие просто уезжали «горбатиться» за границу. По официальным данным Национального статистического комитета, в 2016-м за границей работало 59,3 тыс. белорусов, в 2017-м – 82,4 тыс., в 2018-м – 127,4 тыс., в 2019-м – 157,9 тыс.

«С НАТО нынче нам по пути!»

Десятилетиями власть убеждала простых белорусов, что надо «затянуть пояса и потерпеть», «сплотиться вокруг президента», потому что иначе придет НАТО, прилетят черные птицы-бомбардировщики, ворвутся танковые армады, грубый сапог оккупанта будет топтать белорусскую землю, а на пути врага стоит только Александр Григорьевич.

Конечно, риторика в духе «осажденной крепости» работает. Правда, до тех пор, пока люди верят, что и власть тоже вместе с ними «затягивает пояса». А не когда становится известно, что у Лукашенко 17 резиденций по стране (в среднем – по три в каждой области), причем только в Минске – три роскошных дворца.

Или, например, что президент помимо купленного в 2012-м Boeing-767-300ER (чья базовая комплектация колеблется от 124 до 160 млн. долл.), изготовленного ранее для туркменского лидера Сапармурата Ниязова в эксклюзивном VIP-варианте (с отделкой внутри натуральной кожей, ценными породами дерева и даже драгоценными камнями), завел себе в январе 2020-го еще один элитный бизнес-джет Gulfstream G550 (базовая комплектация – 61,5 млн. долл.).

Или, например, что на личном счете старшего сына Лукашенко – Виктора, с 2007 года входящего в Совет безопасности Республики Беларусь – только в швейцарском банке Credit Suisse к 2012 году лежало около 840 млн. евро.

Анализируя публикации в европейской прессе, легко сделать вывод, что эти деньги могли быть получены от тайной торговли оружием через т.н. «балканский экспресс». Известный сербский «оружейный барон» Слободан Тешич массово скупал в Восточной Европе оружие советского производства (от автоматов до пушек) и отправлял его самолетами в Турцию, Эмираты и Иорданию, откуда оно уходило уже в зоны военных конфликтов в Ираке, Сирии, Йемене и Ливии. Так что, когда в наших военных что-то «прилетает» в Сирии, с немалой вероятностью это снаряд, мина или пуля может быть и белорусского производства.

Подвела Лукашенко собственная недалекость, ведь, даже став президентом, он интеллектуально не поднялся выше уровня председателя колхоза, до сих пор рассуждая, какая свиноматка больше даст поросят.

Назначенный 24 августа 2018 года новым российским послом в Минске Михаил Бабич, имевший также статус специального представителя президента России по развитию торгово-экономического сотрудничества с Белоруссией, сразу же занялся проверкой того, на что тратятся выделяемые Россией «союзнику» огромные деньги, что вызвало у белорусских властей искреннюю обиду. Пресс-секретарь белорусского МИД даже назвал Бабича в марте 2019 года «бухгалтером или счетоводом».

В самом деле, с точки зрения Лукашенко, Россия должна лишь давать без остановки деньги на все его «хотелки» взамен на то, что он изображает на публике любовь к ней.

Словно истеричка, Лукашенко метнулся в другую сторону и решил демонстративно задружиться с Западом, которым перед этим пугал и Россию, и своих избирателей. И уже 30 октября 2018 года в Минск с официальным визитом прибыл помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Уэсс Митчелл (последний раз чиновник такого ранга был в Минске 14 августа 2009 году после инаугурации Барака Обамы), встретивший с главой белорусского МИД Владимиром Макеем и лично с Лукашенко.

И дальше пошло-поехало.

5 – 6 ноября 2018 года Минск посещает недавний (в 2014 – 2017 годах) командующий Армией США в Европе Бен Ходжес, с которым также лично встречается Лукашенко. Это тот самый Ходжес, который на днях заявил, что этой осенью Россия захватит Одессу. Кстати, на встрече с ним Лукашенко и заявил, что российской базы в Белоруссии не будет.

4 марта 2019 года в Минск прибыл помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джордж Кент, пришедший на место Уэсса Митчелла. 9 июля 2019-го Кент вновь прилетает в Минск с официальным визитом.

29 августа 2019 года в Минск прибыл уже советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон. 17 сентября 2019-го – помощник госсекретаря США по политическим вопросам Дэвид Хейл. И, наконец, 1 февраля 2020-го – сам госсекретарь Майкл Помпео. Для справки – за все 26 лет правление Лукашенко к нему не сразу не приезжал глава Госдепа США. Причем, на встрече с Лукашенко Помпео прямо пообещал помочь тому «в защите независимости Белоруссии».

Кроме того, уже в январе 2019-го стало известно (а в октябре 2019-го это подтвердил министр иностранных дел Макей), что готовится открытие посольства США в Минске, закрытого по инициативе белорусской стороны в 2008 году.

И как вишенка на торте. С 29 февраля по 14 марта 2020 года белорусские десантники провели учения с британским спецназом, причем выбрав для этого место прямо на границе с Россией. Для справки – прибывшие на учения «коммандос» в 1999 году проводили диверсии в Косово во время войны НАТО с Югославией. Да, и еще – по странной случайности, с 29 февраля 2020-го НАТО устроило крупнейшие учения в Европе, что наводило на очень странные мысли…

В общем, как говорилось на одном из пародийных плакатов в духе советских «окон РОСТа», публиковавшихся в начале нулевых в журнале «Красная бурда»: «Нынче с Антантой нам по пути! С НАТО в ногу старайся идти!»

Практически в таком духе это и освещалось в государственных СМИ – Запад нам друг, мы ж вообще вместе нацистов победили в 1945-м! Так что вся многолетняя работа по запугиванию белорусов тем, что «а вот вторгнется к нам НАТО!», пошла насмарку.

Как коронавирус сделал Лукашенко «Сашей 3%»

Но финалом стала политика Лукашенко в ситуации с эпидемией коронавируса. Дело в том, что помимо демонстрации своего интеллектуального уровня (например, он заявлял, что этот опасный вирус лечится… банькой и водкой), белорусский президент явно решил вести себя и тут по принципу «назло Москве уши отморожу».



Россия вводит карантин? А я не введу! И буду всем говорить, что никакого коронавируса вообще нет!

Понятно, что здесь был расчет на недовольных внутри России, многие из которых давно «издалека любят» Лукашенко, и число которых можно было умножить, потакая разного рода «COVID-отрицателям». Но не за счет же жизней собственных граждан?!

То, что происходило весной в Белоруссии, напоминало театр абсурда. Больницы были забиты заболевшими коронавирусом – но СМИ об этом ничего не сообщали, а детские сады, школы, театры, прочие общественные места были открыты. Демонстративно не закрывали границы с другими странами (а в Белоруссию есть безвизовый въезд у жителей десятков стран Азии и Африки). Зато чиновники бдительно следили, чтобы учителя или врачи не только не писали про эпидемию в соцсетях, но и не лайкали сообщения об этом!

И лишь когда в Витебской области ситуация окончательно вышла из-под контроля и 31 марта в больнице скончался заслуженный артист республики Виктор Дашкевич, Лукашенко нехотя был вынужден публично признать: «Катастрофа какая-то». И ввести карантин.

Но люди – причем все, включая аполитичных обывателей, а также бюджетников, силовиков и истеблишмент, ведь эпидемия не щадила никого – к этому моменту четко поняли, что у власти в стране находится абсолютно оторванный от жизни человек, который готов принести всех в жертву ради собственных капризов или заблуждений.



Но, главное, никто даже не может ему возразить или объяснить, что происходит на самом деле, – потому что система управления при диктаторе это полностью исключает.

Вот в этот момент неформальный «общественный договор» Лукашенко с избирателями оказался аннулирован. Неэффективный управленец людям оказался не нужен.

 

Характерно, что дежурная оппозиция вообще не выдвинула никого против действующего президента. Зато огромную поддержку получили три независимых кандидата, которые до этого вообще не были замечены в политике – Сергей Тихановский, Виктор Бабарико и Валерий Цепкало. Причем, двое из них видные представители истеблишмента и даже по сути представляли собой гордость страны – возглавлявший с 2000 года «Белгазпромбанк» (пятый по величине активов в стране) Бабарико, пришедший в банковскую сферу в 1990-е годы сын рабочего с окраины Минска, и создавший с нуля, а затем в 2005 – 2017 годах возглавлявший Парк высоких технологий Цепкало (кстати, выпускник МГИМО).

Если кому интересны подробности про трех названных людей, на эту тему я ранее собрал много материалов и опубликовал две большие статьи – как про их биографии и приход в политику, так и про их внешнеполитические ориентиры и в частности отношение к России. Повторяться и занимать место в статье не буду.

Самое главное – потому, что люди голосуют не столько за Бабарико или Тихановскую (после ареста Сергея Тихановского в президенты выдвинулась его жена), сколько против Лукашенко и за перемены в стране.



Именно поэтому очереди на сдачу подписей этим кандидатам выстраивались на километры, заметно превосходя по количеству людей даже ежегодные акции оппозиции. Это в Минске, но и в городах поменьше очереди были огромные, многочасовые.

Такого Белоруссия не помнит уже очень-очень давно.

Реальной социологии в Белоруссии не существует с тех пор, как в августе 2016 года властями были запрещена деятельность Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), работавшего с 1992 года. Прочие что официозные, что оппозиционные социологи цифры просто «берут с потолка».

Однако, есть опросы на популярнейших интернет-порталах страны, показавшие в конце мая такую картину – за Бабарико были готовы проголосовать от 55% до 58%, за Цепкало от 15% до 17%, за Тихановскую от 12% до 14%. Лукашенко набирал от 3% до 5%, отсюда и появившееся ироничное прозвище, отображенное на футболках и прочем мерче – «Саша 3%».

Конечно, интернет-опросы включают лишь мнение десятков тысяч человек, но есть еще такой объективный фактор как Google Trends, показавшие, что уже через неделю после выдвижения в президенты Бабарико обогнал Лукашенко в поисковых запросах и лидировал в Минской и Гродненской областях, а еще через неделю – в Минской, Витебской, Брестской и Гомельской областях. Лукашенко остался в лидерах только в Могилевской области, а в Гродненской вырвался на первое место Тихановский.

Наконец, финальный довод – число собранных подписей. Бабарико собрал на пикетах 435 тыс. подписей, Цепкало – 214 тыс., Тихановская – 146 тыс. Это огромные цифры, особенно с учетом того, что все число избирателей в Белоруссии – около 6,9 млн. человек. То есть каждый десятый избиратель подписался за одного из этих независимых кандидатов!

Как отреагировал на все это Лукашенко?



10 июня он публично поручил силовикам – цитирую – «прошерстить пузатых буржуев». Прямой намек на тучного Бабарико.

Намек был понят, и уже утром 12 июня Комитет государственного контроля (КГК) провел обыски в центральном офисе «Белгазпромбанка». 18 июня Бабарико был арестован и ему начали «шить дело». Обвиняя в компрометирующих связях с… Угадайте кем? С Россией. Как заявил глава упомянутого ведомства Иван Тертель:

«Кукловоды, стоящие за его [Бабарико] деятельностью, опасаются, что наши действия приведут к получению данных и подтверждению их причастности к этой противоправной деятельности. Такими лицами являются, мы знаем, большие начальники в «Газпроме», а, может быть, и выше».

14 июля Центризбирком отказал и Бабарико, и Цепкало в регистрации кандидатами в президенты. Именно это и вызвало стихийный выход людей на улицы в Минске.

Тихановскую, судя по всему, Лукашенко не рассматривает как опасного соперника из-за ее «слабого» пола. «У нас общество не созрело для того, чтобы голосовать за женщину. Потому что у нас по Конституции президент обладает сильной властью», – заявил президент 29 мая.



Мол, кто ж в здравом уме выберет «бабу» Верховным Главнокомандующим?

А вот ее мужа – рассматривал. Тихановского арестовали первым, еще 29 мая на пикете в Гродно вследствие устроенной МВД провокации, и держат за решеткой до сих пор, усиленно «подшивая» ему уголовное дело по новым и новым статьям.

Причем, посадили популярного видеоблогера опять-таки по приказу Лукашенко, чего тот совершенно и не скрывает. «Да, я дал сигнал с Тихановским. Я что-то не так делал?» – заявил президент в интервью, показанном телеканалом «Беларусь-1» 29 июня.

Вот такие вот «выборы», вот такая вот «демократия». Любой набравший популярность в народе кандидат будет немедленно по указке действующего главы государства арестован и снят с выборов. Разделение властей, независимые суд и следствие? Нет, не слышали.

Тем не менее, тройка главных независимых кандидатов смогла договориться и идет сейчас на выборы единым фронтом, объединив усилия своих штабов.

Суммарно, скорее всего, объединенный кандидат оппозиции на реальных выборах победил бы Лукашенко, чей реальный рейтинг колеблется в пределах 20 – 25%. Такие цифры еще в 2016 году накануне запрета показывал по опросам НИСЭПИ, такова и обычная доля конформистского электората, который всегда голосует «за начальника».

Другое дело, что при любом рейтинге Лукашенко все равно «нарисуют» 80% голосов благодаря админресурсу. Независимых членов территориальных избирательных комиссией, как и зарегистрированных наблюдателей, в Белоруссии просто-напросто нет.

А вот что будет дальше – хороший вопрос. Возможно, система фальсификаций кое-где на местах сразу даст сбой – ведь даже многих бюджетников Лукашенко уже достал.

Практически наверняка люди массово выйдут на улицы, и не только в Минске, но и во всех областных центрах, и просто в крупных городах – как ранее выходили там на сбор подписей. И карателей с дубинками на всех может банально не хватить. Тем более, судя по событиям 14 июля в Минске, людям уже надоело терпеть и они начали давать отпор.

Уже опубликованы документы о том, что пограничников (по 15 человек от каждой части) и курсантов Военной академии свозят в город Дзержинск, что в 30 километрах от Минска, на некие «сборы», которые продлятся с 9 июля по 14 августа. Далее им могут выдать ОМОНовскую форму и бросить на подавление протестов.

Однако, есть хороший вопрос – будут ли ВСЕ силовики подавлять народные протесты. Уже в июне в интернет-флешмобах регулярно выкладывали фотографии с плакатами «Лукашенко не мой президент» люди в форме, показывая свои служебные удостоверения.



Да, многие готовы за деньги быть полицаями и за повышенную зарплату и премии избивать своих сограждан. Но и среди силовиков велика усталость от Лукашенко.



Владислав Мальцев

Читайте также: