вс, 12/06/2022 - 10:15

В Крыму оценили последствия отказа российских вузов от Болонской системы

В ближайшее время глобальных перемен не будет.

Одной из громких новостей уходящей недели стал отказ России от Болонской системы высшего образования. Ректоры двух ведущих крымских вузов прокомментировали это событие, а также обрисовали перспективы для студентов и педагогов в ходе онлайн-конференции в международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» в Симферополе

Своеобразное развитие

Российская высшая школа обратилась к Болонской системе образования в сложные экономические времена, когда ослабли связи с крупными предприятиями. Об этом напомнил ректор КФУ имени В.И.Вернадского Андрей Фалалеев.

«Любая система образования не может существовать отдельно, она должна быть встроена в систему государства, приносить пользу экономике в первую очередь. И вот когда она (система высшего образования РФ — Прим.) почувствовала, что не может приносить пользу, то начала искать новые формы: как улучшить качество образования, не опираясь на экономику»,— описал события 20-летней давности ректор КФУ.

Несмотря на то, что Россия стала участницей этого стандарта ещё в 2003 году, а Украина — двумя годами позже, эта система развивалась у нас «своеобразно», напомнила первый проректор Крымского инженерно-педагогического университета, доктор психологических наук Анжелика Лучинкина.

В частности, по её мнению, не удалось достичь ожидаемой мобильности студентов и преподавателей между научными центрами, а также не сложился единый подход к образовательным программам.

«Если говорить о тех целях, которые должна была решать Болонская система, то достигнута была только одна цель: реклама европейского образования. Таким образом мы потеряли более 13 тысяч студентов, которые мигрировали в вузы Европы», — уточнила учёный.

Из Крыма за рубеж мигрировали тысячи студентов.

При этом большинство крымчан предпочитали уехать за границу сразу. Лишь единицы переводились в процессе обучения — настолько мало соответствовали друг другу учебные программы, отметила специалист.

Время перемен?

Отказ от установленных стандартов неминуемо вызывает вопросы дальнейшего развития «вышки». По мнению Анжелики Лучинкиной, в нынешней ситуации важно говорить о проработке содержания образовательного процесса, а не только о замене его формы обратно на специалитет, как уже предлагают некоторые специалисты отрасли.

«Если посмотреть на компетенции, прописанные в наших государственных стандартах высшего образования, которые сделаны с учётом этой самой Болонской системы, то там большой блок социально-гуманитарных, общих (универсальных) компетенций. Я за! Но очень хочется профессиональных компетенций», — заявила проректор КИПУ.

В свою очередь Андрей Фалалеев призвал реорганизовывать высшее образование без отрыва от новых экономических реалий, которые определяют происходящие в мире геополитические перемены. Для этого государству необходимо решить, согласно какой экономической модели оно развивается.

Читайте по теме: Члены Ливадийского клуба: русский мир начинается в Крыму

К примеру, во многих секторах экономики сохранилась система госзаказа. Поэтому для государственной обороны, медицины или образования логично продолжать готовить военных, врачей и педагогов именно как профессиональных наёмных работников, качественно выполняющих поставленные задачи.

Однако и здесь важно в первую очередь ответить на вопрос, для кого и для чего готовят этих специалистов. Отсутствие чётного ответа сегодня приводит к тому, что до 60% выпускников вузов впоследствии работают не по специальности.

В любом случае, любые изменения в системе не должны быть поспешными. По мнению Анжелики Лучинкиной, содержательную часть новой образовательной системы России можно неспешно и тщательно отработать до 2028-2030 годов.

Формально же в ближайшее время мало что изменится: выпускники вузов этого года точно получат дипломы утверждённого образца.

Читайте по теме: Взгляд из Севастополя: к чему ведет выход из «болонской мышеловки»

Пелагея Попова

Фото: pixabay.com

Читайте также: