США продолжают наращивать авианосную группу у берегов Ирана. Уже второй авианосец в данный момент вошёл в Средиземное море и присоединится к уже имеющейся группировке американских ВМФ в ближайшие дни. Таким образом Трамп собирает крупнейший боевой флот за несколько десятилетий.
Собственно, г-н Трамп либо намерен всерьёз напугать Иран, чтобы максимально «прогнуть» его на существенные уступки (по факту, близкие к полной капитуляции), либо всерьёз собирается воевать, причём на полное уничтожение Исламской Республики. Ну, или, по крайней мере, попытается.
Но для любого действия в нашем мире нужен повод. Даже сейчас, в начинающуюся эпоху тотального международного беспорядка, и даже «мировому гегемону» нельзя просто взять и напасть на суверенное государство, члена ООН. Даже откровенно надуманный повод должен быть. Как, например, в Венесуэле. И в случае с Ираном это «борьба за свободу и демократию». Напомним, что формальным поводом начать наращивать группировку было подавление вооружённого мятежа в Иране.
Что ж, как говорится, слово — не воробей. Но тогда давайте посмотрим, как г-н Трамп «принёс демократию» в уже вышеупомянутую Венесуэлу. А «свобода и демократия» — это, как известно, «свободные и демократические выборы из двух и более кандидатов». Ну, по крайней мере, по той версии, которую на Западе пропагандировали много лет. И что же в этом плане происходит в Венесуэле после того, как американская сторона избавила её от «авторитарного лидера» и «врага демократии»?
Обычно, когда авторитарных лидеров свергают, по законам жанра должны пройти «свободные и демократические выборы». Ведь так? А в Венесуэле их не будет. Потому что г-н Трамп выступил против их проведения, поскольку оппозиционные (читай: ориентированные на США) силы не имеют там достаточной популярности для победы. А раз так, то и необходимости в подобных процедурах нет — можно сосредоточиться на использовании ресурсов страны.
Он это открытым текстом сказал: «Мы должны управлять страной таким образом, чтобы использовать в своих интересах имеющиеся у них экономические ресурсы — ценную нефть и другие ценные ресурсы».
Высказывания г-на Трампа буквально идеальны своей прямолинейностью. Это предельно откровенный цинизм. Если ранее американская сторона хотя бы пыталась соблюдать риторику о «свободе и демократии», «правах человека» и «общечеловеческих ценностях», то теперь подобные формулы используются всё реже. Речь идёт прежде всего о прагматике и интересах.
А по поводу выборов — картина предельно ясная. Теперь они рассматриваются как инструмент, применимый лишь тогда, когда это соответствует интересам США. Если же выгоднее договориться с действующим режимом, то и этого достаточно.
Вот примерно такие «свободу и демократию» Трамп, по мнению автора, несёт в Иран. Впрочем, это ещё в самом мягком сценарии. Реально же он туда несёт, скорее всего, масштабную военную операцию с тяжёлыми гуманитарными последствиями. Но это уже совсем другая история.
