Китай желает добиться «мирного воссоединения» с Тайванем. Об этом заявил премьер Госсовета Ли Кэцян.
Разговоры о том, что Китай вот-вот начнёт военную операцию на Тайване, конечно, имеют под собой некоторую почву. Тем не менее, игра, идущая там, гораздо сложнее. И в данный момент речь в ней идёт в первую очередь о том, чтобы вернуть остров мирным путём — китайской мягкой силой, на которую Поднебесная более чем способна. Но при этом Америка играет на том же поле встречную игру.
И кульминации эта игра достигнет в начале следующего года, когда на острове пройдут выборы президента и парламента. Власть там традиционно будут оспаривать две политические силы.
Первая из них, хоть и находящаяся сейчас в оппозиции, — старейшая партия Китая (всего, не только Тайваня) Гоминьдан. Партия, собственно, и создавшая нынешний Тайвань. Которая, как ни парадоксально, выступает за значительно более тесные отношения с Большим Китаем, чем сейчас.
Вторая — это Демократическая прогрессивная партия, ныне являющаяся правящей. Это полностью проамериканская организация, решительно выступающая за тайваньский «суверенитет» и за поддержание военного союза с Америкой.
Надо понимать, что Гоминьдан сейчас активно возвращается во власть — ещё в 2022 году на Тайване случился электоральный перелом. В ходе которого на местных выборах правящая партия понесла полное поражение, а Гоминьдан одержал не менее полную победу. Которую немедленно зафиналил триумфальным визитом своего главы в материковый Китай. Впрочем, его представители Гоминьдан посещают регулярно.
И вот на всеобщих выборах в начале 2024 года как раз и будет выясняться, кому определять будущее Тайваня в нынешний, во многом решающий момент. И уже сейчас Вашингтон очень активно в них вмешивается.
Четыре года назад на острове была зарегистрирована новая политическая структура — Тайваньская народная партия. Она официально позиционирует сама себя в качестве «третьей силы» центристского характера. И вот на апрель этого года у председателя данной партии Ко Вэньчжэ намечен визит в США длительностью в 21 день. Неплохо, не правда ли? Поедет он туда в качестве кандидата на президентских выборах. При том, что на них он ещё не выдвигался. И все понимают, что это поездка на смотрины.
Данный персонаж прошёл вполне стереотипный путь для проамериканского лидера «оранжевого» типа: пробыл два срока на посту мэром Тайбэя (столицы острова).
Очень смахивает на нынешнюю ситуацию в Турции. Там данного персонажа «обкатали» и натренировали для нынешней задачи. И теперь даже в случае его поражения (более чем вероятного) он совершенно точно будет использоваться для раскола электората Гоминьдана. Ему для этого очень грамотно подобрали повестку: «выгодное сотрудничество» с материковым Китаем, но при сохранении тайваньского «суверенитета».
Следовательно, предстоящие в январе следующего года выборы на Тайване будут, вероятнее всего, очень важной битвой для Пекина — его решающей попыткой продвинуться к мирному воссоединению Китая.
Получится это у него или нет — вопрос интересный. Но для нас здесь важно то, что минимум год никакой активности Китая на Тайване не будет, и рассчитывать на это бессмысленно. Собственно, и раньше делать этого не стоило. Побеждать в любом случае придётся самим.
Читайте по теме: Россия и азиатское партнёрство: каковы перспективы союза трёх стран
Павел Кухмиров