чт, 10/03/2022 - 12:24

Страсти по «Биг Маку». Что стоит за страданиями по бургерам и кока-коле

Мы имеем дело с цивилизационной войной?

Закрытие IKEA и McDonald’s, уход Coca-Cola и Pepsi стали едва ли не самыми болезненными санкциями для молодёжи. Эксперты, оценив давку за бургерами, объяснили ForPost, чем опасна ностальгия по американскому фастфуду.

Место силы

Как ещё месяц назад жил обычный молодой человек в большом городе? По утрам заходил в Starbucks за капучино. Вечером — в спортзал под музыку на Spotify. Дома смотрел сериалы Netflix, покупал игры в Steam или PS Store, иногда сидел с друзьями в McDonald’s и ездил в IKEA прикупить пару стаканчиков.

Привычному ритму пришёл конец: компании одна за другой заявили об уходе с российского рынка. Ажиотаж в IKEA попал во все соцсети страны.

«IKEA мне давала ощущение уюта. Макдональдс был не просто местом, где можно перекусить. Рестораны быстрого питания были частью моей жизни, частью меня. Я не могу представить, что лишилась всего этого. Эта, как многим может казаться, мелочь стала самой последней каплей», — поделилась эмоциями с ForPost жительница Екатеринбурга Валерия Поправко.

Узнав о закрытии любимых магазинов и ресторанов, люди встали в длинные очереди к месту их силы. 

Предложения купить уходящий фаст-фуд появились на «Авито». Один из продавцов оценил санкционную котлету в булке в 75 тысяч рублей.

Но в этих шутках есть и доля правды. Эта ситуация — наглядный пример 30-летнего формирования общества потребления, отметил в беседе с ForPost научный сотрудник Института социологии РАН Темыр Хагуров:

«Ценности личного избыточного потребления являются преобладающими для огромного количества россиян. Наши граждане задают себе вопрос: «Неужели я буду жить хуже?». Чем скорее общество для себя найдёт правильный ответ, тем больше шансов сохранить своё будущее».

В свою очередь профессор, руководитель школы культурологии НИУ ВШЭ Виталий Куренной попросил с пониманием отнестись к парням и девушкам.

«Исчезновение, казалось бы, банальных вещей в контексте происходящих событий носит стрессовый характер. Мы все нуждаемся в личной, психологической, социальной поддержке. Ситуация стрессовая и не сводится только к IKEA и "Макдоналдс"», — сказал ForPost Куренной.

В числе лекарей молодых душ неожиданно оказался глава Чечни: он заявил, что теперь молодёжь на пути к хорошей фигуре, здоровому телу, здоровому духу.

«Без этой газировки и фастфудов будет намного лучше и, главное, полезнее, а прибыль останется в стране», — написал Рамзан Кадыров в Telegram.

Избавиться от привязанности к «Макдоналдсу» будет нелегко — на нём выросли два поколения россиян, отметил историк, декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Алексей Руткевич.

«Это не просто место, где можно перекусить. Это центр притяжения молодёжной субкультуры», — сказал ForPost Руткевич.

Эксперт уверен: в возникшем ажиотаже есть недоработка российских властей — за треть века в нашей стране так и не создан российский аналог McDonald’s.

Читайте по теме: Грозит ли России дефолт и куда спрячется доллар

«Пир во время чумы»

В отличие от Алексея Руткевича, который считает, что в желании напоследок поесть бургеров нет особой политики, социолог Темыр Хагуров считает, что россиян атакуют намеренно:

«Мы имеем дело с цивилизационной войной, которая ведётся против нас гибридными способами: экономически, военно, психологически. Если общество не выйдет из этой потребительской расслабухи, не сумеет мобилизоваться, то последствия будут самыми печальными».

Эксперт отметил, что для победы в такой войне общество должно осознать: спокойная и комфортная жизнь закончилась:

«Она закончилась вне зависимости от того, как конкретно завершится военная спецоперация на Украине. Мы входим в цивилизационный конфликт. На кону стоит будущее России, россиян как семьи народов».

Поэтому он настроен на серьёзный и обстоятельный диалог с молодёжью и объяснением, что является целью информационной войны.

«Юношам и девушкам необходимо сказать, что в условиях крупных конфликтов комфортно себя чувствуют только мёртвые. Те, кто сражается, обороняется, выносит тяготы в тылу, должны мобилизоваться. Иначе они не выживут. В этих условиях разговоры о том, каким половником я пользуюсь, какой бургер я ем, напоминают пир во время чумы», — резюмировал Хагуров.

Читайте по теме: Какую альтернативу западным интернет-сервисам и соцсетям нашли в РФ

Роберт Вочовский

Теги:
Читайте также: