пт, 02/04/2021 - 13:26

Ставка больше, чем жизнь: чем закончится голодовка Навального

«Насильно кормить — скандал. Дать ему помереть — тоже скандал».

31 марта осуждённый на отбывание наказания в колонии Алексей Навальный объявил голодовку. Он заявил, что не прекратит её, пока к нему на законных основаниях не допустят врача.

Жалуется Навальный на сильные боли в спине и онемение в ноге, которые, по его словам, начались с 25 февраля. Сейчас же ситуация приобрела ещё более острый характер.

За комментарием ForPost обратился к политологу Дмитрию Орешкину.

Скверная ситуация

Политолог указал, что «ситуация скверная», потому что Навальный — персона мирового уровня, независимо от того, нравится это кому-то или нет. К нему приковано внимание большого количества людей в мире — и обычных граждан, и политических элит.

«Вполне понятно, что этот человек не будет ждать и терпеть. Он всегда идёт на обострение. В данном случае он поступает так же. Теперь это будет тема, по которой будут задавать вопросы [пресс-секретарю президента Дмитрию] Пескову, [главе РФ Владимиру] Путину, а они будут говорить вполне предсказуемо. Как Песков и говорил: это обычный гражданин и к нему применяются те же меры, что и к остальным. Типа объявил голодовку и дай бог здоровья — имеет право, в конце концов.

Но так просто это не пройдёт. Тема будет обсуждаться определёнными кругами. Я думаю, это сильный ход в том крайне ограниченном наборе возможностей, которым сейчас Навальный обладает. Во всяком случае, он поставил себя если не в центр медийных процессов, то по крайней мере в качестве одного из ключевых сюжетов», — обрисовал ситуацию политолог.

Читайте по теме: Навальный болеет в колонии. Очередная манипуляция?

Что дальше?

По мнению Орешкина, стратегия Кремля, скорее всего, будет заключаться в ожидании того, что Навальный сам остановит голодовку.

«Теперь как быть? Насильно кормить — скандал. Дать ему помереть — тоже скандал. Подождать, пока он испугается и отступится, как бывает со многими, кто объявил голодовку? Наверное, такая тактика и будет избрана. Я думаю, теперь в Кремле неделю-другую будут ждать — даст он слабину или нет, отрулит назад или нет. Это также небольшая, но дополнительная головная боль для кремлёвской пропагандистской машины.

А со стороны Навального: если он голодовку снимет, это будет ему существенный имиджевый урон в глазах сторонников. А если не снимет, то ведь и помереть можно. Кто первый испугается — сам Навальный такого печального исхода? Я думаю, что Кремль на попятный идти не может», — предположил политолог.

Он отметил, что ситуация с голодовкой — новый виток, на котором стороны, скорее всего, будут действовать, как в январе, когда Навальный возвращался из Германии. Тогда он не мог оставаться за рубежом, в частности потому, что выбыл бы из политической жизни, а власть довела идею с арестом до конца.

Политическая или реальная смерть?

Орешкин указал, что Навальный поставил себя в узкие рамки, начав голодовку, ведь невозможно голодать месяцами, а в соцсетях, среди обычных людей, не наблюдается массового всплеска недовольства людей положением политика.

«Те, кто неодобрительно относятся к Навальному, а их, согласно опросам, большинство, скажут, что это опять хайп — и в некотором смысле это правда. Но это очень рискованный ход, потому что обратного варианта здесь нет: или со щитом или на щите. Если он оступится, он весьма много потеряет. А если не оступится, то всем понятно — это может трагически закончиться», — заключил политолог.

Читайте по теме: Навальный: «Ох, как устал, и как болит нога!»

Семён Гринберг

Теги:
Читайте также: