Родился Валентин Григорьевич Романович 13 апреля 1932 года в городе Гродно. В 1957 году он окончил военно-морской факультет 1-го Ленинградского медицинского института, и с присвоением воинского звания «лейтенант медицинской службы» был назначен для дальнейшего прохождения воинской службы в военно-морские подводные силы Краснознаменного Северного флота. В 1958 году Валентин Григорьевич прошёл специализацию по хирургии в центре подготовки военно-морских офицеров медицинской службы для комплектации атомных подводных лодок, после чего проходил службу в должности начальника медицинской службы крейсерских подводных ракетоносцев Северного флота более шести лет. До того времени подводные лодки Северного флота были прибрежного реагирования, и медицинское обеспечение на них осуществлялось фельдшерским составом. За время службы на крейсерских подводных ракетоносцах Валентин Григорьевич сумел организовать квалифицированное медицинское обеспечение двенадцати боевых служб в акватории Атлантического океана, Северного Ледовитого океана и Северных морей. В 1961 году, впервые в истории Северного флота, старший лейтенант медицинской службы Романович В.Г. выполнил полостную операцию на борту подводного крейсерского ракетоносца с благополучным исходом.
В 1962 году капитан Романович В.Г., по приказу Главкома ВМФ СССР, в срочном порядке был назначен начальником медицинской службы на океанографический корабль, который в составе каравана объединения кораблей должен был следовать Северным морским путем на Тихий океан и войти в состав 5-ой Тихоокеанской экспедиции. Это были корабли с мощными, по тем временам, комплексами электронно-вычислительной техники, многоканальными локаторами, станциями оптики и стабилизации, оснащенные палубной авиацией. Целью экспедиции было обеспечение сопровождения пилотируемых космических кораблей над Тихим Океаном и обслуживание Тихоокеанских полигонов при отстреле и испытаниях межконтинентальных баллистических ракет.
Сигнал тревоги поступил в виде шифрограммы. На атомной субмарине, несущей службу в океане, произошло ЧП.
При экстренном погружении вахтенный офицер с мостика спустился быстрее, чем ему позволяли физические возможности и устав корабельной службы. Другими словами, сорвался, пролетел всю высоту трапа и ударился основание позвоночника о комингс отсека. В полете умудрился получить скальпированную рану нижних конечностей. Срезал мышцы до костей. Приказ командования - подойти ночью к ракетоносцу, забрать на борт пострадавшего офицера. Быть готовым к внезапному погружению АПЛ. Подошли в заданную точку в расчетное время. Встретились с подводной лодкой. Отправили баркас. Но волны Тихого океана свободно перебросили баркас через корпус лодки. Страдальца на подлодке примотали ремнями к металлической койке, зафиксировали от смещения обломков позвоночник. Подняли по вертикальной шахте. С пятого раза удалось зацепить пострадавшего и втащить на баркас. Травма оказалась более чем серьезной. Авианесущие корабли, с вертолетами на борту, не имели права доставить страдальца на большую землю. Три месяца секретный режимный корабль носил его по волнам и ветрам океана, прежде чем удалось войти в советский порт и передать пострадавшего гражданским врачам . Офицер был спасен.
По окончании экспедиции, в 1965 году, майор медицинской службы Романович В.Г. был переведен на Краснознаменный Черноморский флот флагманским врачом бригады противолодочных кораблей. Служба Валентина Григорьевича проходила на действующих кораблях 5-й Средиземноморской эскадры. Работа для него обычная - обеспечение личного состава кораблей квалифицированной медицинской помощью. Но флагманский врач – врач универсал. Довелось стоматологическую практику вспомнить. Хирург Романович даже подумал стать дантистом. Но тут на советском транспорте, возвращающемся из знойной Африки, барышня-повар рожать надумала. Так стал Валентин Григорьевич гинекологом, повитухой. Но эта практика была не долгой. И вновь вокруг – военные моряки.
Сигнал тревоги. При попытке ремонта радиолокационной станции в Средиземном море произошло ЧП. Нарушив технику безопасности, не отключив питание станции, офицер, с целью проведения ремонта, открыл доступ к силовому щиту РЛС и был туда вброшен качкой корабля. Ожоги 2-3 степени угрожали его жизни. Принято решение флагманского врача переправить на борт корабля в «ящике Пандоры». Металлическая клетка с маленькой дверцей – своеобразный лифт. Линемёт выстрелом передает веревку с корабля на корабль. Корабли не могут подойти бортами из-за шторма. Идут параллельными галсами. Клетку подвешивают на линь. Валентин Романович просит не запирать дверь клетки. Есть шанс спастись при затоплении. Ему отказывают. Мол, выпадешь, еще чего доброго. Доктора заперли в клетку и бросили в бушующее море. Скорость выборки линя ограничена параметрами машин и механизмов. Пока корабли на гребнях волн сходились, клетка уходила глубоко под воду. Когда волны разводили корабли – клетка взлетала ввысь и вращалась вокруг точки закрепления. Голова-ноги-голова-ноги-голова-ноги. Пять-шесть оборотов. Космонавты такого не испытывали. Был шанс захлебнуться морской водой, разбиться в феерическом вращении о стенки клетки. В глазах искры от ударов об решетку, в легких – средиземноморская вода. Валентин не помнит сколько таких циклов прошло, прежде, чем он оказался на палубе принимающего корабля. Живой, еле живой врач, готовый к операции тяжелобольного. Увы. Транспортная операция оказалась излишним испытанием медика военноморского флота. Помощь пришла поздно. Офицер радиолакационной станции от полученных травм погиб.
В 1981 году Романович В.Г. демобилизовался из Военно-Морского Флота СССР, и немедля, сохраняя верность морским традициям, поступил на службу в спасательную водолазную службу Севастополя, для оказания посильной помощи людям, терпящим бедствие на воде. Открылась новая страница в его трудовой доблести. В качестве врача реанимировал лично 12 утонувших граждан. Несколько позже перешел в управленческие органы. Вот уже более тридцати лет Валентин Григорьевич служит верой и правдой делу спасения людей в должности заместителя начальника коммунальной специализированной аварийно- спасательной службы на водных объектах г.Севастополя.
За время работы Валентина Григорьевича в аварийной службе, и при его непосредственном участии, были образованны и усовершенствованны ныне действующие спасательные станции и ведомственные спасательные посты. Появились посты в местах безопасного отдыха на водных объектах, Под его контролем обучено более десяти тысяч спасателей, проведены многочисленные беседы и занятия по профилактике безопасного отдыха на воде для гостей и жителей города Севастополя.
Сегодня военно-морской врач, спасатель Валентин Романович живет в Севастополе с супругой. Дочери – врачи практикуют далеко от родного дома. Дачу нажить и взрастить сад было некогда. Все силы занимала служба. Дружил и дружит со спортом. Но в соревнованиях не участвует. Свободное время проводит с книгой в руках. Следит по телевидению за событиями в стране и в мире. Активно участвует в движении Советских офицеров. Не пропускает парады Победы. В этом году готовится к празднованию Дня Победы 9 мая. Уверен в том, что еще многое может сделать на благо людей.
13 апреля Валентин Романович готов принимать поздравления с 80-летием.
Владимир Илларионов
.jpg)
глаза - ясные, речь - отчетливая, работа - полноценная.
Дай Бог Вам здоровья и долголетия, уважаемый Валентин Григорьевич!
Из терпящих бедствие тысячи семисот человек спасли более тысячи двести за 30 лет. Не знаю, как это оценить, но труд такой - очень значимый. Удачи!
Здоровья Вам и всех благ .
очень тронут....здоровья и еще раз здоровья!вот пример нам,и потомкам!