чт, 18/01/2018 - 16:52

Севастополь просит Москву решить проблему реки Бельбек

Жители Севастополя продолжают борьбу против загрязнения воды реки Бельбек пестицидами, которые применяет во фруктовых садах, стоящих в водоохранной зоне, фирма «Артвин».

Проблема с загрязнением реки Бельбек пестицидами, которые попадают в неё из близлежащих садов, тянется с украинских времён. Более десяти лет жители села Верхнесадовое пишут жалобы по поводу использования АО «Артвин» пестицидов для опрыскивания фруктовых деревьев, которые растут в непосредственной близости от воды реки Бельбек. За это время в компании несколько раз менялись собственники. С 2008 года компания «Артвин» была связана с семьей президента Украины Виктора Януковича. К концу 2015-го в неё вошли лица, аффилированные с экс-министром обороны Украины Павлом Лебедевым.

Однако до сих пор никто из владельцев садов не изменил подход к ведению бизнеса. Отравление  воды в реке Бельбек продолжается. Не останавливают коммерсантов и большие штрафы.

Депутаты Законодательного собрания Севастополя и Верхнесадового муниципального округа, руководство компании «Артвин», представители надзорных ведомств, экологи и жители Бельбекской долины  18 января  в очередной раз собрались за круглым столом  в поисках выхода из патовой для города ситуации. Для решения проблемы пригласили все стороны конфликта, однако никто из правительства не явился.

Пестицидов нет, потому что их никто не ищет

Открывая круглый стол, заместитель Законодательного собрания Севастополя Александр Кулагин кратко изложил суть проблемы, подчеркнул значение реки Бельбек и напомнил о нарушениях АО «Артвин» федерального природоохранного законодательства, согласно которому применение пестицидов в пределах водоохранной зоны, которая для реки Бельбек составляет 200 метров, недопустимо.

Главный вопрос, который задал тон всему круглому столу, поднял житель села Верхнесадового Андрей Ситников. Он обратил внимание на медицинские аспекты этой проблемы, на то, что из реки Бельбек питается 10-й гидроузел, который находится от садов ниже по течению. И подчеркнул, что исследования воды, которые проводятся, не находят в ней пестицидов, поскольку их в воде не ищут.

«Когда мы сможем есть чистую еду и пить чистую воду? Что касается контроля качества воды. Как правило, контролируются химические и биологические показатели. Это «липовые анализы», потому что применяются одни пестициды, а анализы делаются на другие пестициды. У нас есть полный список препаратов из Роспотребнадзора, которые применялись последние годы – хлорсодержащие, мышьякосодержащие, ртутьсодержащие, опасные вещества. На них нет регламентов, поэтому в ответе мы и читаем:  в вашей почве не обнаружены те вещества, которые вы хотели там обнаружить», – пояснил он.

Без пестицидов яблоки не растут!

После выступления представителя сельской общины слово взял Леонид Белый, генеральный директор «Артвин». Фактически он признал, что компания использовала пестициды в пределах водоохраной зоны до 2017 года. Тем не менее он усердно пытался доказать, что жалобы жителей села гиперболизированные, так как сами же они в количестве 60 человек трудоустроены на этом предприятии. И напирал на то, что, если город примет решение о том, что предприятие должно закрыться, все они останутся без работы.

Оправдывая  деятельность компании, гендиректор сообщил, что сам является уроженцем Верхнесадового, поэтому с трепетом относится к экологии малой родины и по возможности обновляет оборудование, внедряет щадящие методы опрыскивания и использует качественные препараты, но всё это очень дорого. Вспомнил Белый и про пингвинов, в крови которых тоже находят пестициды, хотя они живут далеко от людей. Рассказал о плодоносных садах Республики Крым, которые все стоят на реках, так, мол, повелось испокон веков и все довольны. Напугал собравшихся белой бабочкой, которая в случае полного отказа от пестицидов  опутает весь Севастополь. А также напомнил, что сажать сады велел Путин, когда выбрал курс на импортозамещение.

Глава «Артвин» также попытался объяснить отравление воды  другими причинами: мочой коров, отсутствием в селе канализации, соседством с кладбищем («которые стекают в воду»!) и крымскими садоводами, которые ведут свою деятельность выше по течению. В заключение своего жаркого выступления он сообщил, что с 2017 года сады, расположенные в непосредственной близости с рекой, пестицидами не обрабатывались, и поэтому не дают урожай.

«Мы не получаем прибыли, мы не получаем яблок, а налоги платим – 16 миллионов рублей за четыре года», – посетовал он.

Реагируем, но проверки не проводим

Печально, что круглый стол прошёл без активного участия представителей надзорных ведомств. Главный специалист-эксперт территориального отдела Роспотребнадзора по Севастополю Ирина Богданович и помощник прокурора прокуратуры Нахимовского района Александр Макаров сидели, набрав в рот воды, и говорили только тогда, когда их об этом просили.

Так, отвечая на вопрос Александра Кулагина о том, применяет ли «Артвин» пестициды, Богданович сообщила, что в 2015-м  и 2016 году по обращению граждан Роспотребнадзор проводил проверки, который показывали, что пестициды применяются, а в 2017 году такие проверки не проводились.

«Согласно санитарным нормам,  предприятие само должно осуществлять контроль. Они должны заключить договор с организацией, имеющей аккредитацию на данный вид деятельности,  и осуществлять лабораторный контроль почвы, воздуха, воды. В этом году с нашей организацией заключён договор не был. Проверять предприятие мы не имели возможности, потому что плановые проверки сейчас запрещены, а для внеплановых не было оснований», – пояснила она.

Макаров  в ответ на вопрос вице-спикера  сообщил, что в прошлые годы прокуратура неоднократно реагировала на нарушение АО «Артвин» природоохранного законодательства. И сообщил, что в настоящее время также на исполнении находится очередное обращение граждан села Верхнесадовое, но таких обращений, по его словам, становится меньше.

Спасение в экологическом садоводстве

Присутствующие на круглом столе экологи буквально в один голос заявили об опасности применения пестицидов вблизи рек не только для экологии, но и для здоровья людей. И напомнили, что в Крыму и Севастополе существует дефицит воды, поэтому к ней нужно относиться очень бережно.

Также учёные обратили внимание, что от деятельности человека некогда самая полноводная река Крыма  Бельбек  в последние годы значительно потеряла в объёмах. Единственный выход из сложившейся ситуации, который видят специалисты,  – переведение крымских и севастопольских аграриев на экологические способы возделывания земли и садоводства.

«Экологическое земледелие в настоящий момент не является такой уж фантастической идеей. Сейчас наряду с химическими методами есть большой ассортимент других методов, в том числе биотехнических. Единственный слабый момент – это фунгициды для грибковых заболеваний. Здесь надо поработать. Но наука на месте не стоит. И это уже не фантастика, а реальность. Но всё это дорогостоящие процессы и для обычного хозяйства сейчас  недоступны из-за своей дороговизны», – резюмировала выступление своих коллег заместитель главы Никитского ботанического сада Елена Балыкина.

При этом участники встречи согласились, что при желании предприятие может войти в государственную программу по поддержке аграриев  либо каким-то ещё способом получить государственную поддержку  в случае перехода на производство экологически чистых фруктов.

Как скажут в Москве, так и сделаем

«По итогам круглого стола мы подготовим обращение в правительство Российской Федерации, в котором укажем, что соблюдение действующего законодательства – это, безусловно, необходимая норма, но мы опишем возникшую ситуацию и попросим помочь нам в ней разобраться. Потому что эта ситуация федерального уровня, а не регионального. Спросим,  можно ли допустить работу в водоохранной зоне и при каких условиях. Если они скажут, что ни при каких условиях нельзя, ну это тоже ответ, коллеги поймут, это бизнес. Также мы приняли  решение провести полный мониторинг реки Бельбек, подключить к этой работе Республику Крым, чтобы проанализировать реку Бельбек на всей её протяжённости», –  сообщил Кулагин, отвечая на вопросы журналистов.

В беседе с ForPost депутат заксобрания Татьяна Щербакова назвала эту ситуацию патовой, потому что при любом развитии событий пострадают местные жители – либо они будут продолжать пить грязную воду, либо останутся без работы. Наиболее желанный, по её мнению, третий вариант – организовать на берегу реки экологическое садоводство, но в ближайшее время  вряд ли это произойдёт.

Власта Пидпалая

Фото автора и www.queenslandcountrylife.com.au

Теги:
Читайте также: