вт, 05/12/2017 - 16:30

Сельскому хозяйству Севастополя и Крыма не хватает господдержки и снежной зимы

Крым и Севастополь стали аутсайдерами рейтинга регионов России по приросту аграрного производства. Все дело в дефиците пресной воды, убеждены авторы проекта. Фермеры утверждают, что на этом проблемы отрасли не заканчиваются.

В Севастополе и Республике Крым  развитие сельского хозяйства идет сложно, несмотря на благоприятный для развития сельского хозяйства климат. К таким выводам пришли авторы рейтинга регионов страны про приросту агарного производства, составленного на основе ежеквартальных данных Федеральной службы государственной статистики.



В рейтинге отражен процентный прирост продукции в денежном выражении в регионе по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Данные по Севастополю и Крыму взяты за период с первого квартала 2015 года по третий квартал 2017 года.



Так, в Севастополе среднегодовой прирост сельхозпроизводства составил -7,95%. Чуть лучше ситуация в Республике Крыма: здесь этот показатель -7,29 %. Также в число отстающих регионов попали Архангельская (-8,33%) и Муромская (-12,70%)области.



По мнению авторов рейтинга, развитию сельского хозяйства  в Крыму и Севастополе мешает в первую очередь дефицит пресной воды для орошения полей. Рраньше отрасль развивалась динамично, так как вода на поля, сады и виноградники поступала из Северо-Крымского канала, который сейчас перекрыт.

«Если в 2014 году на полуострове насчитывалось 140 тысяч гектар орошаемых угодий, то сейчас – 17 тысяч гектар. Полностью прекратилось выращивание риса, так как для рисовых чеков требуется много воды», - говорится в описании результатов рейтинга.



Лидерами по развитию сельского хозяйства в России стали Псковская, Тамбовская  и Курская области. Как уточняется, если в Псковской области лучше развивается животноводство, то в Тамбовской и Курской преобладает растениеводство.



Мы закрыты для животноводства



По словам севастопольского фермера Михаила Бабошина, сегодня на полуострове фермеры не могут купить нормальное поголовье животных, а если и находят его, то возникает проблема с доставкой в регион.



«Ситуация по Крыму и Севастополю с животноводством очень печальная. Всё закреплено на материке какими-то костяками фермерскими, они стараются развивать это там, и им проще поставлять сюда готовую продукцию, чем способствовать освоению территории здесь. То есть крымские регионы пока закрыты для животноводства», - прокоментировал он ситуацию.



Также до сих пор, продолжает Бабошин, не налажен прямой диалог и сотрудничество с местным департаментом сельского хозяйства.



«Они сейчас ударились больше именно в рыбное хозяйство, но там единичные примеры департамент взял за основу, и этими показателями хвалятся, но дальше  работа не идет.  Одно-два предприятия в рыбном хозяйстве - это всё-таки не показатель. По животноводству нет таких примеров вообще», - отметил предприниматель.



По его словам, даже начинающие фермеры, которые получили грантовую поддержку в 2015 году, к этому году только освоили госсредства, и говорить о каких-то результатах их деятельности пока рано.

«Получается, у нас разлад, нет единого порыва. Мы не все делаем одно дело, а выясняем отношения, кто кому чего не дал. У департамента сельского хозяйства своя политика, которую им диктует руководство, у фермеров - свои нужды», - подытожил фермер.



Надеемся на зиму



Не легче приходится и крымским фермерам. По словам Михаила Макаренко, который выращивает ялтинский лук, его урожай зависит от того, насколько снежной будет зима. В районе Голубого залива, где живет фермер, нет центрального водоснабжения, и земледельцы используют только воду из горных источников.



«Сейчас нет такого, как раньше,  когда шла днепровская вода. Теперь у нас только чисто родниковая вода, мы на это только рассчитываем. Если зима удалась, карстовые пещеры набрались водой, значит, мы смело поливаем лук, на питье хватает, так как очистных у нас нет. Как говорится, будем надеяться на зиму-матушку», - сказал он.

Тем не менее, по мнению Макаренко, заниматься в Крыму сельским хозяйством можно, если будет поддержка государства.

«В среднем в Крыму удовлетворительная ситуация с сельским хозяйством. Если начать им заниматься, и государство будет помогать какими-то пособиями, то можно смело начинать. Можно будет бахчевые выращивать не только в степном Крыму, но и у нас. Просто никто ничего не прорабатывает. Все время упор идет на степные районы, а на ЮБК вообще глобально не решаются проблемы», - сказал он.



Надо приспосабливаться



Упадок сельского хозяйства в Крыму подтвердил и советник директора ФГБУН «НИИСХ Крыма» Виктор Тарасенко.

Если в советское время Крым был лидирующим регионом по  виноградарству, садоводству, овощеводству и перерабатывающей промышленности, то сегодня орошаемых земель осталось гораздо меньше.



 «У нас было 430 тысяч гектар поливных земель, поступало три миллиарда кубометров воды по Северо-крымскому каналу. В итоге у нас было очень процветающее сельское хозяйство и очень развит агропромышленный комплекс. Теперь прекратилось все, мы этих трех миллиардов кубометров воды лишились. В этом году у нас было всего 12 тысяч гектар поливного земледелия, потому что нет воды. Конечно, результат того, чем славился Крым, - все это оказалось только воспоминанием», - сказал Тарасенко.



В этой ситуации необходимо приспосабливаться к существующим условиям ведения сельского хозяйства и максимально использовать природный потенциал полуострова – рационально и экономно использовать воду из горных источников, находить засухоустойчивые культуры.

«Надо думать о новых сортах, засухоустойчивых культурах, это работа селекционеров. Надо традиционно развивать эфиромасличное производство, это вообще проблема Российской Федерации. Если мы ее возродим, мы  тогда поднимем экономику и Республики, и отрасли и тогда уже не будем в рейтингах значиться где-то там в конце», - сказал Тарасенко.



Кроме того, как вариант, можно использовать мировой опыт по опреснению морской воды и очищать сточные воды, считает Виктор Тарасенко.



«Надо найти воду для поливного земледелия. Для этого сейчас разрабатывается система очистки сточных вод. Весь резерв порядка 200 млн кубов позволит орошать более 30 тысяч гектар земли», - заключил он.



Полина Ласькова

фото из открытых источников Интернет

Читайте также: