чт, 01/04/2021 - 10:05

«Сегодня стало стыдно быть порядочным человеком». Разговор с «ракетчиком по национальности» из Севастополя

Больше моря и любви к Родине, меньше лени и корысти — призывает Олег Глебович Сухопяткин.

Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова (ЧВВМУ) в Севастополе отмечает своё 84-летие — не юбилей, но цифра солидная.

Напомним: старт жизни учебного заведения был дан 1 апреля 1937 года приказом Наркома обороны СССР. Новому училищу было присвоено наименование «2-е военно-морское училище», а уже в августе 1937 года был проведён первый набор курсантов, которые в будущем должны были сформировать командный состав кораблей и частей флота.

За свою долгую историю вуз переживал разные этапы — от славы всесоюзной кузницы военных ракетчиков до украинского забвения этой важной профессии.

Славное прошлое

Олег Глебович Сухопяткин в военно-морском училище имени П.С. Нахимова преподаёт предметы по устройству и применению ракетного оружия с 1987 года. Он называет себя ракетчиком «по воспитанию, образованию и национальности» и убеждён, что только с возрождением этой специализации вуз ждёт новый расцвет.

По словам ветерана ЧВВМУ, в советское время Нахимовское училище резко выделялось на фоне остальных военно-морских учебных заведений прежде всего специализацией. Все выпускники училища были в той или иной мере ракетчиками — береговыми, авиационными, корабельными и ракетчиками подводных лодок.

«Были небольшие группы сопутствующих специальностей, но так или иначе они все равно относились к ракетчикам. От слова „ракета” мы никогда не уходили», — отметил Сухопяткин.

Важность именно это военной специальности собеседник объяснил тем, что ещё со времен Лазарева и Нахимова лучшим командиром корабля считался тот, кто лучше всех умеет обращаться с корабельным оружием. Навигация в этом процессе играла второстепенную роль и решалась автоматическими устройствами.

«Совершенно очевидно, что, после того как флот стал ракетным, командирами корабля стали назначаться выпускники ЧВВМУ. Главное оружие флота — это ракеты, разных типов и классов. А кто умел лучше всех обращаться с главным оружием? Ракетчики. Именно их выпускало наше училище. До второй половины 2000 года 75–80% командиров кораблей и соединений надводных кораблей были выпускниками училища имени Нахимова», — подчеркнул он.

Учитывая, что в Советском Союзе существовало десять военно-морских училищ, это «сумасшедший показатель», считает Олег Глебович Сухопяткин.

Ракетчики без ракет

Как рассказал Олег Глебович, до 1993 года училище выпускало специалистов-ракетчиков, в которых нуждалось Министерство обороны России. А вот с 1994 года ситуация изменилась, и выпускать специалистов вуз стал для дальнейшей службы в подразделениях минобороны Украины.

«Зачем Украине нужно было столько ракетчиков? Ракет-то не было у них. Стало давиться главное — ракетная специальность», — вспоминает ветеран ЧВВМУ.

Именно тогда основной вектор образовательной базы училища стал разветвляться на множество сопутствующих специализаций, что, естественно, сказалось на качестве обучения, поскольку мелкие специальности не могут развиваться внутри одного вуза, убеждён Олег Сухопяткин.

«Ну невозможно в одном вузе и сельское хозяйство, и медицину, и технику развивать. Это слишком разные отрасли. Вот точно так же и получилось в единственном на Украине военно-морском училище. Там появилось много разных отраслей, и все они стали на два порядка ниже, чем было в Советском Союзе», — считает Сухопяткин.

Усугублял ситуацию тот факт, добавил он, что в военном командовании Украины в тот период не было ни одного ракетчика, поэтому там никто не имел представления об основах обращения с главным оружием — ракетами.

Возрождения не случилось?

В марте 2014 года после референдума Президент России Владимир Путин по предложению главы Минобороны РФ подписал распоряжение о возрождении Черноморского высшего военно-морского ордена Красной Звезды училища имени П.С. Нахимова.

Однако, по мнению Олега Сухопяткина, полноценного возрождения пока не случилось. Сегодня вуз занимается подготовкой офицеров и старшин по семи специальностям, но нужно ли такое количество специализаций в одном учебном заведении, преподаватель сомневается. Тревожит его и тот факт, что несколько корпусов училища находятся в аварийном состоянии и закрыты.

Помимо этого, есть у ветерана ЧВВМУ и вопросы к обучающимся, ведь от них в значительной степени зависит уровень самого вуза. Для кого-то важным  мотивом становится социальный - возможность получить бесплатное проживание, еду и одежду. Но бóльшая часть абитуриентов поступает в училище не по зову сердца, а чтобы избежать срочной службы, отмечает он, и именно это большинство сегодня задаёт основной тон «звучания» всего вуза. А вот уровень подготовки большинства абитуриентов сегодня оставляет желать лучшего, считает преподаватель.

По мнению Олега Сухопяткина, самое главное, чтобы у человека, пришедшего на обучение в военно-морской вуз, в глазах светилась любовь к морю — иначе всё зря.

«В лётное училище должен идти человек, влюблённый в небо, в морское училище — человек, влюблённый в море. Не в ракеты, а в море! А таких очень мало», — с грустью отмечает собеседник.

По мнению Олега Сухопяткина, сегодня важно возродить Нахимовское училище с акцентом именно на ракетной специализации. Сделать это можно только в том случае, если изменить соотношение учащихся в пользу тех, кто хочет стать настоящим моряком-ракетчиком, и вернуть престиж военной профессии.

Сегодня молодое поколение потеряло духовные ориентиры, и это наглядно показывают последние политические события, отметил Олег Сухопяткин, имея в виду недавние протестные события в Москве.

«Почему-то стало стыдно быть порядочным человеком, прожить жизнь, ничего не украв. А многие вещи, которых мы раньше стыдились, становятся героизированными», — отметил Сухопяткин.

Надежда жива

Тем не менее надежда на возрождение вуза с акцентом на ракетной специальности и престиже военных профессий жива, и поддерживает её небольшой процент светлых голов училища — они точно станут не последними людьми на флоте, убеждён Олег Сухопяткин.

Сегодня выпускники Нахимовского училища есть среди командующих военно-морскими флотами и флотилиями, среди начальников штабов флота и заместителей командующих.

«В какой-то мере традиции ещё сохраняются. Но это последние из могикан», — констатировал Олег Сухопяткин.

Ветеран военного училища верит, что светлое будущее для Черноморского высшего военно-морского ордена Красной Звезды училища им. П.С. Нахимова ещё может наступить. Нужно только вернуть молодым людям веру в патриотизм и военное дело.

«Есть патриотизм — есть желание служить Родине. Говорят, что надежда умирает последней. Наверное, соглашусь», — заключил Олег Сухопяткин.

Полина Ласькова

Фото ens.mil.ru

Теги:
Читайте также: