В мире

Россияне смогут получить компенсации за завышенные цены

Россияне смогут получить компенсации за завышенные цены

Федеральная антимонопольная служба готовит пакет поправок в закон «О конкуренции», которые обяжут участников картелей компенсировать убытки заказчикам, пострадавшим от их ценового сговора. Об этом «Известиям» рассказал начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский.

Речь идет о компенсации от 1% до 15% от понесенных клиентом затрат по завышенной цене у поставщика, занимающего доминирующее положение (его доля на рынке каких-либо товаров и услуг, в том числе региональном, выше 35%). Получать компенсации смогут и организации, и граждане. Внести на обсуждение Госдумы проект документа планируется в весеннюю сессию.

В качестве примеров сфер, где могут быть найдены сговоры и выплачены компенсации, Пузыревский привел торговлю бензином, продуктами питания, услуги ЖКХ и проч. Сейчас ФАС, кстати, ведет расследование о резком удорожании гречки.

По словам Пузыревского, необходимость ввести четкие рамки для компенсации пострадавшим от рыночного сговора продиктована тем, что в каждом отдельном судебном случае трудно определить справедливое возмещение. Чтобы получить часть своих денег назад, потребителю надо будет удостовериться, что ФАС выявила ценовой сговор поставщиков, и что в суде факт сговора был подтвержден. Затем приобретатель товара или услуги должен подать иск в суд, приложив к нему чек или договор с недобросовестной компанией и решение ФАС, рассказывает Пузыревский. Если иски поданы одновременно, суд объединит их в одно производство. Если иск подает организация, например общество защиты прав потребителей, в защиту интересов неопределенного круга лиц, тогда в случае успеха такого истца пострадавшему следует, имея на руках это положительное решение суда, подавать свое собственное исковое заявление.

— За нарушение антимонопольного законодательства есть три вида юридической ответственности, — объясняет необходимость уточнения ответственности ритейлеров и их поставщиков Сергей Пузыревский. — Во-первых, это административная ответственность — она у нас на сегодня развита лучше, чем другие, так как в КоАП прописан более или менее эффективный механизм ее применения. На компании и должностных лиц накладывается больше всего санкций именно административного характера. Во-вторых, уголовная ответственность, она следует за злостное злоупотребление доминирующим положением либо за участие в картеле, которое повлекло извлечение крупного дохода для нарушителя. Количество уголовных дел, однако, исчисляется единицами, их практически нет. То же самое и с третьим видом юридической ответственности — гражданско-правовой. То есть лица, которые столкнулись с проявлениями монополистической деятельности (монопольно высокими ценами, дискриминацией при приобретении товара), фактически не могут гарантировано получить возмещение причиненных убытков. Речь идет не о любом действии, которое связано с завышенной ценой. Цены могут повышаться и из-за экономических процессов, и если компания не доминирует на рынке, то эти механизмы применяться не будут. Но если компания — монополист рынка (занимает долю в 35%), то потребитель имеет права на возмещение убытков.

Сколько выплачивать потребителю — 1% или 15% — будет решать суд. Конечно, как отмечает представитель ФАС, это немного, но такая компенсация будет гарантирована законом и к тому же истец, получивший положительное решение о возмещении, сможет затем подать новый иск и требовать большей суммы.

— Нам задавали вопрос защитники прав потребителей: а что делать, если ущерб был не 15%, а 50%? Если ущерб был больше, то идите и доказывайте его по общим нормам Гражданского кодекса, если сможете. А если у вас нет данных, то пользуйтесь этой альтернативой, которая гарантирует, что хоть что-то да выплатят. Многие из тех, кто сейчас страдает от действий монополистов, довольствуются только тем, что государство наказывает недобросовестные компании, и не получают никакого материального возмещения в свой адрес, — говорит Пузыревский.

В общемировой практике существует два способа коллективного взыскания ущерба с монополистов. Пузыревский отметил, что общества защиты прав потребителей в США подают иски в защиту неограниченного круга лиц и уже сами, собирая реквизиты и доказательства с пострадавших, распределяют полученную компенсацию. В России законодательством предусмотрен другой способ — коллективный иск от множества пострадавших. Если кто-либо не успел подключиться к общей подаче документов в суд, то может затем взыскать свою компенсацию индивидуально, но ссылаясь на положительное решение, уже вынесенное в пользу других потребителей.

По словам Пузыревского, обновленная четкими рамками схема гражданско-правовой компенсации может использоваться достаточно широко — для компаний, завышающих цены по сговору на нефтепродукты, сырье, услуги ЖКХ, железнодорожные билеты и авиабилеты, производителей и продавцов продуктов питания. Представитель ФАС говорит, что даже на этапе обсуждения данная инициатива вызывает критику компаний, которые потенциально могут оказаться в числе ответчиков.

— Естественно, это дополнительная ответственность и вряд ли она понравится потенциальным нарушителям. Но перед нами не стоит задачи разорить компании, мы должны обеспечить такие нормы, которые предупреждали бы правонарушения со стороны бизнеса и расширяли бы возможности защиты своих интересов для потребителей, — заключает Пузыревский.

Председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ убежден, что главное в предложении ФАС — это угроза для компаний-нарушителей понести репутационные риски и финансовые издержки в связи с выплатами многочисленных компенсаций. Сейчас компания лишь платит штраф государству, а потребители не получают ничего.

— По-хорошему это должны быть иски в защиту неопределенного круга лиц, потому что всех пострадавших никто установить не сможет, — говорит Шелищ. По его словам, сегодня законом закреплено, что инициаторами таких исков могут быть Роспотребназор, его территориальные отделения и общественные объединения потребителей.

Первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин считает, что новый механизм может коснуться только естественных монополий, которые часто принадлежат государству, крупного бизнеса либо инфраструктурного, либо государственного.

— Так, например, в нефтяном секторе: вопреки падению цен на сырье, цены на продукты нефтепереработки продолжают расти, — говорит Корочкин. — А доказать ценовой сговор между компаниями малого или среднего сегмента довольно сложно. Нужно собрать такую же доказательную базу для привлечения к ответственности картеля малых региональных предприятий, как и для федерального картеля, который работает на всей территории России.

2247
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (4)

Profile picture for user За Союз
15634

Цены должны быть взяты под строгий контроль. Если продукция изготавливается из отечественного сырья, то нет никаких оснований для роста цен. Если закупается иностранное сырьё, то нужно сделать расчёт её вклада в себестоимость конечного продукта. Например, кофе - 100% иностранного сырья. Конфеты делают с использованием како-бобов и масло како, которые закупают за валюту - вот и посчитайте обоснованную цену.

Profile picture for user Serggio
23276



Думаю, что в части, касающейся продуктов питания, бензина и т.п. - никто никакой компенсации не получит. Для этого нужно, как минимум, чеки из магазинов и автозаправок предъявить в суде. А кто их хранит?

И потом - ну купил я, скажем 2 (ну, пусть даже и 10) кило гречки по завышенной цене. И из-за этого нанимать адвоката и начинать долгое (и не дешевое) судебное разбирательство? Да и практика показывает, что любая кампания, чтобы не создавать прецедента, даже если суд вынесет решение в пользу истца, начинает длительную войну на "измор", пользуясь своим правом на апелляцию.
По тарфам ЖКХ - более реально. Там явная монополия, да и квитанции хранятся.

Поэтому согласен с За Союз (Крым) - государственное регулирование цен на продукты - это решение вопроса

Profile picture for user irakliya
3508

Чистые отговорки чиновников, чтобы покупателям рот заткнуть. Судиться из-за гречки, часами толкаясь в суде-нет уж, слуга покорный, избавьте.

Profile picture for user Леонид Кирилов
1004

ФАС!... хватит "воду в решете носить"...
В России из каждой подворотни Дикси "торчит".
Мля...чуть ни:на первом этаже здания дикси одно, на втором еще одно...С тем же ассортиментом и ценами.
Это, про естественные монополии. А если учесть, что пятерка и перекресток их же, вообще прикол.
Я не против этих магазинов...Доступны (не все), удобны, в некоторых местах даже порядок (СЭЭС???). Я о работе гос. структур за наши с вами отчисления...ЗП платим мы им...
И они перед нами валяют дурака...А мы это оплачиваем...
Называем "Вещи" своими "именами".

Главное за день