ср, 27/10/2021 - 18:25

Россия — страна русских?

Как перепись населения может решить национальный вопрос.

Перепись населения как процесс вызывает скуку и зевоту: все эти циферки, графы с вопросами, ответ на которые известен мобильным операторам и телефонным мошенникам.

И вправду, благодаря активной цифровизации всего и вся о каждом из нас собрано в больших информационных базах всё, что угодно Росстату, — не только адреса, явки и пароли, но и наши доходы, траты, вкусы и даже пороки.

По сути, в Сети давно живут наши цифровые двойники, собрать которых в единую статистику — дело техники.

Однако в нынешней переписи, которая проводится с 15 октября по 14 ноября, есть интересное новшество, которое затрагивает нечто неподвластное цифре — национальную самоидентичность.

В графе «национальность» (которой, кстати, почему-то до сих пор нет в паспорте) можно указать сразу несколько вариантов — то есть как бы несколько национальностей.

Такой подход может удивить: двойная национальность — это как так?

На самом деле для России это очень правильный подход, который может обернуться чрезвычайно важным и полезным для национальной политики выводом.

Сами социологи, занимающиеся переписью, рассчитывают на то, чтобы уточнить количество малых этносов в России — если в 2002 году их насчитали 182, в 2010-м уже 193, то сейчас могут и ещё больше.

Такое разнообразие этносов хоть и доказывает уникальный характер русской культуры, которая сохранила народы Евразии, однако порождает раздробленность идентичности и даже противопоставление большой нации, что опасно сепаратизмом.

В этой связи важнее именно то, что каждый из представителей этих этносов может одновременно назвать себя русским, тем более что так оно зачастую и бывает.

Дело в том, что априори все укоренённые в России жители разных народностей — это русские. Что отнюдь не отменяет их принадлежности к малому этносу.

Есть даже такое слово — обрусевшие. Такими по сути являются абсолютное большинство татар, якутов, чувашей, калмыков и всех 193 народностей.

Более того, порой такими считают себя и давно живущие в России армяне, азербайджанцы, поляки, даже известные всем поволжские немцы. Недаром, что всех их за рубежом воспринимают как русских, а уже потом — при ближайшем знакомстве — могут увидеть дополнительную этническую особенность.

Такие граждане постоянно сталкиваются с тем, что в них уживаются две части одной национальной идентичности, причём уживаются органично и без внутреннего раскола!

Миллионы примеров среди нас, когда человек считает себя, к примеру, татарином и русским одновременно.

Русский тувинец Сергей Шойгу, русский дагестанец Магомед Нурбагандов, русский ингуш Юнус-Бек Евкуров, русская армянка Маргарита Симоньян. У многих и вовсе намешано столько этнических кровей, что чёрт голову сломит, но они всё равно являются прежде всего русскими.

Зачем заставлять таких людей выбирать между собой и собой? Зачем создавать искусственно раскол идентичности?

Тем более что именно такой раскол нужен провокаторам, сеющим межнациональную рознь, вербовщикам в национал-радикальные секты.

Важно принять простую и важную формулу: все граждане России — это представители русского народа, русские люди, пусть некоторые имеют ещё малую этническую идентичность.

Принадлежность к большой общерусской идентичности нисколько не умаляет в нём этнической части идентичности. При этом абсолютное большинство народа — это просто русские (по умолчанию, великороссы).

И не надо искусственных разделений на русских и россиян, по национальности и по гражданству, — это только путает нас самих и потворствует разного рода нацикам.

Давайте признаем, наконец, очевидное: россияне равно русские.

Эти слова — два равноправных названия одного народа, производные от названий страны — Россия и Русь. Контрпродуктивно искусственно создавать российскую гражданскую нацию, продвигать какой-то отдельный от русского российский народ. Это путь ко всеобщей шизофрении.

Идентичность должна быть органична внутреннему самоощущению и понятна каждому. А когда человека заставляют задуматься, кто он — россиянин или русский, при том что он ощущает себя и тем и другим, это приводит только к внутреннему расколу.

Я — русский, россиянин, и точка.

Да, пока, к сожалению, много русских людей живёт вне границ России, они не являются россиянами. Собственно, эта наша историческая рана, разделённость русского народа после развала СССР и является поводом для странных попыток отделять русских от россиян.

Между тем недальновидно возводить временное, пусть и болезненное, явление разделённости народа в статус вечной нормы. Главной целью России в ближайшие годы является воссоединение русского народа в границах общего государства.

Да и сейчас кто нам мешает раздавать таким русским вне России российские паспорта или карты россиянина? Внутри же Российской Федерации между русским и россиянином не должно быть никакой разницы.

Итак, не исключено, что по итогам результатов переписи в апреле 2022 года обнаружится, что Россия — это не 85% русских плюс 15% двухсот народностей, а 99–100% процентов русских, включая все остальные народности.

Тогда логично, чтобы и в российском паспорте появилась графа национальность с несколькими вариантами, чтобы каждый из нас смог ощутить свои корни и гордость за принадлежность к великой нации.

Всё сразу встанет на свои места, всё упорядочится и будет гармонично восприниматься всеми.

Россия для русских? Да, конечно. В том числе — для русских тувинцев, чувашей, калмыков, армян... В это и заключается единство народа, а не пресловутая многонациональность.

Единство скрепляется не формальными межэтническими карнавалами с плясками и обрядами, а верным самоощущением.

Все мы — русские, пусть и с разным происхождением.

Повторюсь, принадлежность к большому русскому народу нисколько не ущемляет принадлежность к малому этносу, как любовь к большой родине не исключает любовь к малой родине, и наоборот. И ни в коем случае нельзя делить единый народ по составу крови. Русский народ изначально не следил за чистотой своей крови, для нашей традиции — это дикость.

Русские — это не кровь и не нация в узком европейском понимании (как ни пытаются навязать его т. н. «националисты», это не принимается русским народом).

Русские — это ощущение принадлежности к уникальной цивилизации и особому миру, приверженность к ценностям, идеалам и традициям, к русскому культурному коду и исторической памяти, к русской вере.

Однако само по себе знание русского языка, рождение в России и воспитание в русской культуре хоть и дают право называться русским, но не предохраняют от потери русскости, вырождения.

Чтобы оставаться русским, важно на деле соответствовать нашим идеалам и культурному коду, важно любить свою русскую идентичность, жить по заповедям наших предков. Без жертвенной любви к России быть русским невозможно.

А если нет этой любви, то даже будучи русскоязычным, можно стать русофобом.

В этом и заключается уязвимость русского народа, которой нет у западных наций, построенных не на духе, а на крови. То, как можно предать свою русскость, стать вырусью, мы видим на примере миллионов жителей Украины, абсолютное большинство которых исторически русские люди и до сих пор русскоязычны.

Они участвуют в русофобском проекте «Анти-Россия» и ненавидят свою Родину-мать.

Впрочем, и в России хватает манкуртов, смердяковых, которые гадят на Вечный огонь и желают вреда русскому миру. Можем ли мы таких вырусей называть русскими, несмотря на их принадлежность к нашей культуре и языку?

Но особенно такое предательство бросается в глаза, когда представители малых этносов ведут себя вызывающе унизительно по отношению к России, русской традиции, культуре — по сути, они тоже пытаются самоутвердиться через унижение нашей общей идентичности.

И отношение к таким гражданам, будь он русский власовец или кавказский националист, должно быть одинаковым. И те, и другие должны испытать жёсткое порицание со стороны большинства в равной мере, не говоря уже об уголовном наказании.

И те, и другие должны понимать, что жить в России — значит любить Россию, быть русским.

Только таким образом — через выстраивание общерусской идентичности у всех народов России, ощущение ответственности за русский мир — мы сможем почувствовать своё настоящее единство и лишим провокаторов опасного инструмента по расколу страны.

Читайте также: Новая дикость: как вакцинация стала маркером тотального недоверия и культа «хотелок»

Эдуард Биров

Теги:
Читайте также: