пт, 22/06/2018 - 15:10

Речка Чёрная под Севастополем: доктор сказал — в морг

За строительство дамбы на Чёрной речке не проголосовал ни один из участников публичных слушаний. Но чиновники предупредили: назад дороги нет.

Планы построить дамбу на реке Чёрной с самого начала вызвали у севастопольцев нечто близкое к шоку: маленькая речка выходить из берегов совершенно не склонна. Тем не менее проект строительства дамбы включён в ФЦП.

Жители села Черноречье узнали об этом практически случайно. Вдоль реки начали рубить деревья. Люди начали задавать естественные вопросы и выяснили, что будет дамба. Точнее, две дамбы высотой более 3 м и длиной более 600 метров. Проект предполагает вырубку зелёных насаждений в прибрежной зоне. Русло реки планируется расширить и углубить. В ответе Севприроднадзора на запрос депутата Вячеслава Горелова говорится: дамба нужна для «предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности».

Откуда взялась эта идея, кто и почему решил, что Чёрную надо заковать в бетон, совершенно непонятно. Неужели в стране обнаружились лишние 58 млн, которые абсолютно некуда девать?

Вопрос о корнях проекта возник и на публичных слушаниях, которые прошли в Совете Балаклавского муниципального округа 19 июня. Но внятного ответа люди так и не услышали. Они уверены: спил деревьев и строительство дамбы обернутся для речки и её берегов не благом, а бедой. Нарушится процесс естественного пополнения реки из подземных источников, исчезнет естественный фильтр из песка и ила, который помогал воде самоочищаться. Есть и ещё одно важное обстоятельство: в селе нет водопровода, хотя решения этой проблемы люди ждут годами и годами им обещают помочь. Сейчас Черноречье берёт воду из колодцев. Но люди закономерно боятся, что в результате строительства водоносные слои могут пострадать. И учёные их в этом поддерживают.

Геолог Виталий Лысенко, которого цитирует сайт «Примечания», считает, что в результате неосторожных действий вода может уйти в глубь карстовых пород. Пострадать может и Инкерманский гидроузел, который снабжает водой Севастополь.

«Если вам так хочется что-то строить, есть другие места. Мы в 80-е годы проводили исследования и выяснили, что в русле реки Чёрной в районе Алсу значительная часть потока уходит под землю в карст. Если там укрепить русло бетонным жёлобом, у нас будет больше воды для города», — сказал он на публичных слушаниях.

Начальник сейсмической службы Севастополя Жанна Лукьянова подтвердила, что изучением подземных вод при разработке проекта никто не занимался. Да и вообще проект, мягко говоря, странен. В нём не учтены, например, стоящие на берегу жилые дома. Зато утверждается, что в речке водятся камбала-глосик и черноморская сельдь. Над этим можно было бы посмеяться, если бы подобные анекдоты не ложились в основу серьёзных решений. Но они, увы, ложатся. Публичные слушания прошли бурно: чиновники очень старались убедить людей, что дамба на реке, отродясь не знавшей наводнений, необходима, люди, естественно, не соглашались.

Начальник департамента капитального строительства Михаил Демиденко сослался на заключение Главгосэкспертизы и предложил каждому, кто против дамбы, для начала положить на стол свой диплом. Расчёт, видимо, был на то, что дипломов ни у кого из присутствующих нет. Но они нашлись.

«Я воспользуюсь своим правом, имея диплом географа-эколога, — сказала депутат заксобрания Татьяна Лобач. — Если мы говорим о подтоплении, то сейчас у нас период засухи. Но в Балаклаве регулярно случается подтопление берегов реки Балаклавка: каждый ливень — потоп на площади имени 1 Мая. Я 10 лет обращаюсь — и ничего. По Черноречью мы 10 лет просим закончить газификацию села, но она до сих не проведена. Я прошу расставить приоритеты и делать всё поступательно. Сначала укрепите Балаклавку, почистите русло, а потом мы посмотрим, насколько качественно будут сделаны работы, и перейдем к Черноречью».

Есть дипломы и у выступавших на слушаниях геологов и сейсмологов. В итоге за строительство не проголосовал ни один из присутствующих в зале. Но что будет дальше, неизвестно. Михаил Демиденко предупредил, что остановить реализацию проекта с помощью публичных слушаний нереально.

«Проект готов, он получил положительное заключение Главгосэкспертизы, деньги выделены, торги проведены, подрядчик определён. Он приступил к выполнению работ», — сказал он.

Абсурдность проекта, который, как подчеркнул депутат Борис Колесников, изначально с жителями не обсуждался, никого не интересует: доктор сказал — в морг, значит, в морг. Участникам слушаний сообщили, что их подписи будут переданы губернатору, а уж он примет решение.

Отдельно хочется сказать и о печальной участи деревьев, которые уже спилены и могут быть спилены в дальнейшем (а по берегам Чёрной растут и краснокнижные растения). Пока, говорят люди, ущерб нанесён не слишком большой. Однако именно те, кто пилил лес, стали первым источником информации о планах по строительству дамбы.

А в ответе Севприроднадзора депутату Горелову говорится, что ради этого деревья никто не пилил. Другое дело, что «Севастопольэнерго» проводил в тех местах ремонт линий электропередач и попутно очищал охранную зону ЛЭП «от сухой травянистой растительности, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов».

Удивляться, впрочем, уже не приходится: тот факт, что деревья рубят на территории будущей ООПТ «Ласпи», Севприроднадзор тоже отрицал. А в результате был за создание ООПТ награждён, с чем мы его ещё раз поздравляем.

Ольга Смирнова

​Фото: Алла Белая, worldpics.pro

Опубликовано по заказу БФ "35-я береговая батарея"

Читайте также: