чт, 14/06/2018 - 17:00

Путь Севастополя: от магистрата к Заксобранию

Как Севастополь на протяжении 235-летней истории боролся за право иметь народную власть.

Сегодняшняя борьба законодательной власти Севастополя за сохранение своей независимости от местного правительства – не признак склочности, как её пытаются представить близкие к губернатору люди, а следование традициям народовластия, которые формировались все 235 лет истории города.

Когда сегодня губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников (а до него – экс-губернатор Сергей Меняйло) пытается получить абсолютную власть в городе, подмяв под себя городской парламент, сделав его своей марионеткой, он, сам того не понимая, совершает ошибку. Он как будто говорит: забудьте всё, что было, – первые городские думы, первых городских голов, первые списки избирателей.

Как показывает история, Севастополь безжалостно перемалывает тех, кто пренебрежительно относится к его традициям, и увековечивает тех, кто отдал себя на служение городу.

Разобраться в истории севастопольского городского самоуправления ForPost помогла заведующая архивом Законодательного собрания Севастополя Наталья Терещук.

Новая модель общества

В 1785 году в Российской империи был принят законодательный акт, практически положивший начало созданию новой модели общественного управления,  рассказывает Наталья Терещук. Этот документ назывался «Грамота на права и выгоды городов Российской империи» (Городовое положение). Жалованная грамота определила представительство в выборных учреждениях всех слоев населения, создание городской собственности и городских финансов.

Это была первая попытка имперского правительства изменить характер городского общественного управления на началах всесословности и самостоятельности выборных учреждений.

За год до этого была создана Таврическая область, стали открываться различные присутственные места, а в 1787 году появились первые выборные органы. В Севастополе это был городовой магистрат.

Голова без полномочий

В 1790-е годы был избран городской голова, но он работал при магистрате и не был наделен особыми полномочиями. Когда в начале 1816 года Таврическое губернское правление выяснило, что в Севастополе городской думы не имеется, то было дано указание провести выборы и избрать думских членов. Что и было сделано.

«В городе провели купеческо-мещанские выборы и избрали двух гласных. 13 мая 1816 года городской голова В.П. Юнг доложил в Таврическое губернское правление, что «в здешнем городе городовая общественная дума настоящего мая 10 числа открыта и действие свое возымела. Именно дата 10 мая (22) 1816 года является днем создания в Севастополе органа городского общественного управления», – рассказывает Наталья Терещук.

Первая дума

В то время в большинстве других российских городов действовали шестигласные думы. В них горожане делились на шесть разрядов: домовладельцы, гильдейские купцы, цеховые ремесленники, именитые граждане и прочие, которых потом стали называть мещанами.

Однако в Севастополе такую думу создать не смогли, поскольку в начале ХΙХ века в городе было менее 500 человек гражданского населения. Из них правом голоса обладали около 50 человек. Ведь голосовать могли только те, чей возраст был не менее 25 лет, и те, кто имел капитал и платил налог в казну не менее 50 рублей в год.

По мере увеличения населения возросло число избирателей,  и в 1832 году в городе было избрано 4 гласные, а в конце 1830-х годов стала работать полноценная шестигласная дума.

Как появлялись «депутаты»

В 1870 году в Севастополе приняли важнейший документ – новое Городовое положение, где на бумаге зафиксировали количество гласных (депутатов) в думе. Было такое правило: если в городе число жителей, пользующихся правом голоса, не превышало 300, то в городской думе должно быть 30 гласных. Если же избирателей было не более 450 человек, то прибавлялось 6 гласных, и так до тех пор, пока общее количество гласных не достигнет 72. Например, в Севастопольской городской думе в 1877 году было 36 гласных, а в 1881 году – 43.

«Тогда в Севастополе вся власть – военная и гражданская – находилась в руках флота. Результаты выборов в Севастополе, в первую очередь, утверждались флотским начальником, а затем подавались в Таврическое губернское правление на окончательное утверждение. Кроме того, в 1805 году было создано Николаевское и Севастопольское военное губернаторство,  и, конечно, присутствие морского ведомства, власть которого распространялась на всю жизнь города, оказало влияние на развитие города», – рассказывает архивист.

Разделение властей

Полноценное разделение властей в Севастополе произошло в 1873 году. Тогда было создано Севастопольского градоначальство (некий аналог нынешнего правительства Севастополя, – прим.) и введена должность градоначальника. Он обладал правами губернатора и назначался лично императором из лиц Морского ведомства.

Параллельно существовала городская дума (аналог нынешнего Заксобрания) – исключительно выборный орган. В ней заседали выборные (депутаты), которые избирали городского голову.

Градоначальник ведал делами местной полиции, торговли и судоходства,  рассказывает Наталья Терещук.  А голова и дума отвечали за поступление городских доходов, содержание зданий, благоустройство, санитарное состояние, занимались налогами с недвижимых имуществ и прочим.

Дворяне и купцы

В первую половину ХIХ в. и сразу после Крымской войны почти все городские головы принадлежали к купеческому сословию (аналог нынешних предпринимателей). А в 1874 году на должность городского головы был избран дворянин  грек Михаил Ильич Кази (впоследствии почетный гражданин Севастополя).

Михаил Ильич Кази

«Следом за ним был избран надворный советник, врач Ротгольц Давид Михайлович, который смог добиться получения правительственной ссуды для города. Он видел развитие Севастополя как торгового порта. Период его деятельности севастопольцы называли «Золотые дни Севастополя» и «Эпоха Ротгольца».

Ротгольц Давид Михайлович

После его смерти городским головой был избран отставной подполковник, военный инженер Федор Николаевич Еранцев. Это была плеяда очень честных, образованных высоконравственных людей, которые много сделали для возрождения Севастополя после Крымской войны. И, конечно, у всех на слуху имя городского головы Алексея Андреевича Максимова. Севастопольцы его знают в первую очередь потому, что сохранилась его уникальная усадьба. Его работа пришлась на непростой период. Это, в первую очередь, октябрьские события 1905 года, когда Максимов сделал все возможное для предотвращения столкновения граждан с полицией и войсками», – рассказывает историк.

Дорогу Горсоветам

На исходе своего существования,  в 1920 году,  севастопольская городская дума решала вопросы улучшения уличного освещения, устанавливала очередь на помол зерна на мельнице, решала вопросы с банком о содействии в получении валюты для покупки хлеба и соли, а также готовилась к очередным выборам.

Но в ноябре 1920 года все поменялось. После исхода войск Врангеля всю власть в городе принял на себя военно-революционный комитет. Но уже 28 июня 1921 года в городе состоялись выборы в Севастопольский городской Совет. 7 июля горисполком полностью принял власть от ревкома и распустил его. 1 июля 1921 года состоялось первое заседание Совета, был избран исполнительный комитет и его президиум,  рассказывает Наталья Терещук.

В 1936 году в стране была принята новая Конституция, а 24 декабря 1939 года в Севастополе прошли первые выборы в Горсовет и 2 января 1940 года – избран его исполнительный комитет. Также были созданы районные исполнительные комитеты: Центральный, Корабельный и Северный.

Свою работу Исполнительный комитет прервал лишь в конце обороны 1942 года, но уже возобновил ее в 1943 году в Краснодаре.

Республиканское подчинение

«На Херсонесском мысе еще продолжались бои, а 9 и 10 мая 1944 года в город уже приехали советские и партийные работники. 10 мая Василий Петрович Ефремов, который был председателем Севастопольского горисполкома с 1938 года, подписал первое послевоенное решение «О восстановлении Советской власти в Севастополе» и известил граждан, что гор- и райисполкомы приступили к работе», – делится историк.

В 1948 году Севастополь стал подчиняться напрямую Москве, а в 1954 году, в связи с передачей Крыма Украинской ССР, город стал подотчетным Киеву.

При этом  система городского управления, установившаяся ещё до Великой Отечественной войны, вплоть до 1990 года почти не изменилась.

Путь домой

После провозглашения Украиной в 1991 году акта о независимости  в городе было введено президентское правление. Была создана городская администрация, которую возглавлял представитель Президента Украины в городе Севастополе. Севастопольский городской Совет продолжал работу.

Екатерина Терещук вспоминает, что в 1998 году Севастополю было отказано в праве избирать прямым голосованием председателя Совета. А закон о городе Севастополе, в котором было такое право, многие годы игнорировался высшим органом власти Украины.

В 2014 году произошло наше возвращение на Родину,  и Севастополь вновь обрел свой особый статус. Теперь это город федерального значения.

И заседает в Севастополе уже не городская дума, не городской Совет, а Законодательное собрание города Севастополя. За период с 2014 года парламент  Севастополя возглавляли народный мэр Алексей Чалый (с 22 сентября 2014-го по 22 марта 2016 гг.) и Екатерина Алтабаева (с 22 марта 2016-го по настоящее время).

Сергей Абрамов, Наталья Терещук

​Фото: humus.livejournal.com, Наталья Терещук, Слуга92

Читайте также: