Поскольку сектор разведения насекомых продолжает сталкиваться с трудностями, в качестве потенциального решения проблемы снижения спроса на продукцию, которая когда-то считалась прорывом в экономике замкнутого цикла, рассматриваются обязательные государственные закупки, сообщает Euractive.
Изначально продукты на основе насекомых позиционировались как ресурсосберегающая и экологичная альтернатива традиционному животному белку, требующая меньше земли, ресурсов и производящая меньше отходов. Но протеиновые батончики со сверчками и паста с личинками так и не стали популярными. В последние годы большая часть отрасли переключилась на корма для животных, рыбную муку и удобрения.
Сейчас Международная платформа по использованию насекомых в пищу и на корм (IPIFF) рассматривает пересмотр правил государственных закупок в ЕС как последнюю попытку поддержать испытывающий трудности сектор. В ответе на запрос Европейской комиссии о новых правилах IPIFF заявил, что обязательное приобретение минимального количества «инновационных продуктов на биологической основе» может помочь защитить отрасль.
Согласно этой схеме, ЕС позволит государственным закупщикам отдавать предпочтение продуктам, «соответствующим принципам устойчивого развития». Это означает, что Брюссель теоретически может обязать государственные учреждения, в том числе столовые и школьные кафетерии, закупать белок на основе насекомых.
Группа добавила, что тысячи рабочих мест в европейском секторе по производству насекомых — в настоящее время это около 3500 косвенных рабочих мест, хотя, по прогнозам, к 2030 году их будет 30 000 — находятся под угрозой «из-за отсутствия решительных и скоординированных политических действий».
Французский скандал
Во Франции этот сектор также переживает репутационный кризис. Компания Ÿnsect, основанная в 2011 году с целью стать одним из крупнейших в мире производителей белка из насекомых, была ликвидирована в декабре. Французские СМИ недавно опубликовали кадры, снятые бывшими сотрудниками, на которых запечатлены тревожные условия безопасности и охраны здоровья на предприятиях компании.
Некоторые работники утверждали, что окружающая среда вызывала у них астму, аллергию и укусы насекомых — проблемы, которые, по их словам, продолжают их беспокоить. При этом стартап привлёк более 600 миллионов евро, в том числе около 148 миллионов евро из государственного бюджета.
В заявлении для Euractiv генеральный секретарь IPIFF Стивен Барбоза назвал Ÿnsect «первопроходцем» на рынке, где насекомые «находятся в невыгодном положении с точки зрения конкуренции». Он утверждал, что план ЕС по производству белка на 2018 год «сильно стимулировал сектор растениеводства», нанося ущерб другим отраслям.
По словам Барбозы, эти компании появились в ответ на обещанную Евросоюзом «зелёную революцию», но более десяти лет спустя сектор по-прежнему сдерживают узкие места в законодательстве и бюрократические проволочки.
Политические амбиции
Для таких наблюдателей за отраслью, как Дастин Крамметт, исполнительный директор американского аналитического центра Insect Institute, нестабильность вокруг такого крупного игрока, как Ÿnsect, и призывы к обязательным государственным закупкам многое говорят о положении дел в отрасли. «В заявке косвенно признаётся, что частного спроса недостаточно для поддержания отрасли, а идея о том, что государственные закупки станут спасательным кругом, нереалистична», — сказал он.
Появляется всё больше свидетельств того, что «потребители сопротивляются идее употребления в пищу насекомых», добавил он. По словам Крамметта, это, в сочетании с тем, что продукты остаются слишком дорогими, чтобы быть конкурентоспособными, создаёт картину того, что отрасль находится в тяжёлом положении.
Несмотря на то, что отраслевые исследования ставят на растущую тенденцию, сам Крамметт является автором рецензируемого исследования, которое показывает, что потребители ещё не готовы воспринимать насекомых как заменители мяса.
Барбоза, представитель отрасли, подчеркнул, что проблемы, с которыми сталкивается индустрия производства насекомых, ничем не отличаются от проблем, с которыми сталкиваются другие производители альтернативных источников белка, доказавшие свой «технический и биологический потенциал».





