ср, 05/07/2023 - 15:25

Пришла пора резать бюджеты на медицину, культуру и спорт?

Чем пожертвуют власти, чтобы закрыть дыру в бюджете России.

Дефицит бюджета России в первом квартале 2023 года составил 2,402 трлн рублей. Об этом говорится в аналитической записке Счётной палаты РФ об исполнении федерального бюджета в первом квартале 2023 года, пишет ТАСС.

Для устранения дефицита власти могут получить деньги из нескольких источников. Из Фонда национального благосостояния — копилки на чёрный день. От банков — через продажу им облигаций федерального займа. И от населения — путём введения новых и увеличения существующих налогов.

Подробнее об этом — в материале «При каких условиях в России поднимут налоги для граждан и бизнеса».

Другой способ, о котором предпочитают не говорить вслух в коридорах власти, — сокращение государственных расходов, сейчас существенно превышающих доходы. Для него есть специальное слово, вводящее чиновников в ступор, — секвестрование.

И к этому варианту уже нужно готовиться. Источники в правительстве РФ сообщили: министерство финансов предложило сократить незащищённые расходы федерального бюджета на 10%, написали «Ведомости».

Хороший инструмент с последствиями

Сокращение расходов — достаточно эффективный способ регулирования бюджета. Но в первую очередь он отражается на обычных людях, так как снижается финансирование медицины, образования, ремонта дорог, строительства муниципальных и государственных объектов. Это в итоге негативно отражается на общем уровне развития страны, её привлекательности для инвесторов и уровне благосостояния населения, рассказали исследователи из Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия.

Они уточнили: секвестрование не касается отдельных расходов, например, на обслуживание внешнего экономического долга государств.

Для улучшения бюджетной политики в нынешних условиях следует избегать излишних расходов и налоговых льгот, приводящих к потере доходов бюджета РФ, уверены исследователи из Финансового университета при Правительстве РФ.

Читайте также: Три года на прорыв: Путин задал новый стратегический вектор развития экономики 

Острая борьба за деньги

Сокращение расходов — эффективный, но всегда административно и политически трудно применяемый инструмент балансировки бюджета, считает первый министр экономики России Андрей Нечаев.

«Сразу возникают корпоративные споры: кому срезать, кому можно наиболее безболезненно сократить расходы. И здесь, конечно, могут быть серьёзные ошибки. Недавно один депутат от «Единой России» заявил: зачем нам, когда идёт военная операция, экология, давайте перестанем на неё тратить? Правда, это не спасёт бюджет, потому что затраты по этой статье и так небольшие.

Тем не менее, если секвестр бюджета пойдёт таким образом — ну, трудно себе представить, что срежут оборонные расходы, — скорее всего, пострадают экология, образование, здравоохранение, культура. Это будет, с моей точки зрения, чрезвычайно опасно», — сказал он.

Предпосылки к сокращению расходов есть, но это «наиболее трудное решение», в том числе с точки зрения «всяких административных игр», отметил экономист:

«В Минфин будет длинная очередь из представителей разных ведомств, которые будут доказывать, что именно по их направлению расходы снижать никак нельзя. А с учётом того, что на уменьшение расходов на оборону и правоохранительные органы явно будет наложено табу, значит, борьба за сохранение финансирования между гражданскими министерствами будет чрезвычайно острой».

И решение о секвестре будет приниматься не Минфином, а на уровне президента, уверен Нечаев. Но сделает ли глава государства такой неожиданный шаг, например, в этом году — перед очередными выборами президента России, которые должны быть в марте 2024 года?

«Он сделал столько неожиданных шагов, что я ничему не удивляюсь», — добавил первый министр экономики РФ.

Читайте по теме: Копилка России может опустеть к концу года? 

Правительство пока справляется

Правительство РФ пока работает в других направлениях, изыскивая деньги для покрытия дефицита федерального бюджета, уточнил Андрей Нечаев.

Во-первых, добилось принятия закона о налоге на сверхприбыли российских компаний в 2022 году: планируется собрать с них порядка 300 миллиардов рублей. Но это будет «разовая акция», считает он.

Во-вторых, федеральные власти «поменяли, а фактически — повысили налог, связанный с нефтью», изменив порядок расчёта налоговой базы при экспорте нефти за рубеж.

Кроме того, с «Газпрома» несколько раз взимали повышенный налог на добычу полезных ископаемых, сказал экономист.

«Параллельно Минфин наращивает заимствования, которые, соответственно, становятся всё более дорогими. И в перспективе придётся наращивать расходы на обслуживание госдолга. Последнее размещение <облигаций федерального займа> было несколько дней назад, их доходность — более 10%. В прежние времена — невиданная доходность государственных бумаг, если мы не сравниваем с ГКО (государственными краткосрочными облигациями — прим.), конечно.

Но тут есть опасный момент, о котором я не раз говорил: когда на фондовый рынок выходит такой заёмщик как государство, которое готово платить более 10%, частным инвесторам приходится потесниться или отказаться от размещения своих ценных бумаг, либо платить ещё более высокие проценты. Фондовый рынок перестаёт быть источником «длинных» денег для инвестиций. Соответственно, если частные инвестиции сжимаются, возрастает нагрузка на государственные, и мы начинаем ходить по этому порочному кругу: больше расходов — больше займов, займы становятся дороже и так далее», — заключил Нечаев.

Читайте ещё: Рубль могут искусственно обвалить до 120 рублей за доллар 

Мера вполне оправданная

Сокращение расходов в менеджменте — один из инструментов, который при умелом применении приносит неплохие результаты, считает Татьяна Марцева, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, финансы и менеджмент» Новороссийского филиала Финансового университета при Правительстве РФ.

«С позиции государственного бюджета секвестированию подлежат только расходы, не относящиеся к социально значимым. Не могут сокращаться суммы выплачиваемых пенсий, пособий, выплаты бюджетникам, расходы на медицину и оборону. Но при этом программы развития отдельных отраслей экономики или выравнивания экономического и социального развития регионов, услуги, не относящиеся к жизненно необходимым, будут финансироваться в меньшей степени. Это однозначно отразится на качестве жизни граждан. Поэтому таким инструментом не стоит злоупотреблять», — рассказала она.

В политике России секвестирование не ново, обратила внимание собеседница ForPost. И напомнила, что 2020 год потребовал сокращения ряда бюджетных расходов, чтобы избежать серьёзных финансовых проблем.

«Вот и сейчас, чтобы как-то компенсировать расходы на безопасность и оборону — на фоне сокращения доходов от внешней торговли, а также оттока капитала, — необходимо перераспределить денежные потоки. И высвободить деньги, нужные для выплат отдельным социально незащищённым категориям», — добавила Марцева.

Если федеральные власти решат сократить расходы, «под нож» попадут программы, осуществление которых можно отложить на будущее, «например, дотации в регионы», полагает экономист.

Конечно, выравнивание экономического развития субъектов РФ важно, но на фоне угрозы национальной безопасности понятно, чем государство может пожертвовать, подчеркнула она.

«Также в очередной раз могут быть снижены расходы на приоритетные проекты научно-технического развития в отраслях, культуру, спорт, образование, социальное обеспечение населения и прочее. К сожалению, традиционно считается, что эти сферы могут быть профинансированы или за счёт частных поступлений, или путём предоставления платных услуг. В условиях экономического, политического кризиса наше государство старается избежать кризиса социального, стараясь исполнять взятые на себя конституционные гарантии. И в условиях роста расходов и невозможности расширения источников бюджетных поступлений секвестр как мера управления дефицитом бюджета вполне оправданна», — подытожила экономист.

Читайте по теме: Внешний долг к ВВП России в 2022 году упал до исторического минимума 

Нужно обойтись без спекуляций

К отказу от повышения налогов, декларируемому представителями Минфина РФ, и к сокращению расходов скептически отнёсся Сергей Гатауллин, декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» Московского технического университета связи и информатики.

«Метрики эффективности должностных лиц Минфина, подразумевающие бюджетное планирование без повышения налогов в периоде трёх лет, наверное, имеют право на существование ввиду обозначения конкретных задач этого ведомства. Но следует вспомнить: все развитые экономики мира, которые наша страна пока безуспешно пытается догнать, используют прогрессивную шкалу налогообложения как эффективный инструмент наполнения государственного бюджета и механизм перераспределения денежных потоков между стратами общества», — пояснил он.

Правительства этих стран понимают тупиковость использования плоской шкалы налогообложения и давно отказались от такой практики, отметил собеседник ForPost.

А при сокращении расходной части бюджета, как показал исторический опыт, под нож могут попасть жизненно важные целевые программы развития науки и образования, здравоохранения и социальной сферы, обратил внимание Гатауллин.

«Необходимо думать о наполнении федерального бюджета посредством изменения налогообложения и разумного наращивания госдолга. А спекуляции на тему невозможности собрать налоги нужно оставить неэффективным чиновникам, которых и надо сократить в случае невыполнения поставленных задач», — заключил он.

Читайте ещё: Нужна ли России новая приватизация? 

Алексей Лохвицкий

Читайте также: