Китайские инвесторы активно вкладываются в экономики стран Средней Азии.
Недавно в городе Сиань (древней столице Серединного государства) прошёл саммит «Китай — Центральная Азия», по итогам которого пошли разговоры о развороте данного региона в сторону Поднебесной. Что, скорее всего, будет в ущерб отношениям с Москвой. После того, как в 2020–2022 годах Китай фактически замораживал отношения со среднеазиатскими соседями, Поднебесная предельно активизировала собственную политику в данном регионе. Апофеозом именно этой активизации и стал недавний саммит в Сиане.
Вопрос: вторгается ли Китай таким образом в традиционную зону влияния Москвы и не вытесняет ли он её оттуда?
Активация среднеазиатской дипломатии Китая осуществляется на фоне недавнего визита председателя Си в Москву, а также на фоне стратегического углубления сотрудничества России и Китая. Лидеры обеих стран на данных переговорах подчёркивали позицию взаимного уважения и стремления к совместным инициативам в среднеазиатском регионе. Это относится как к российскому ЕАЭС, так и китайскому ОПОП. Стороны, помимо этого, подтвердили совместную работу в рамках Большого Евразийского партнёрства.
Диалог России с лидерами региона также происходит регулярно и предметно. К примеру, накануне саммита в КНР среднеазиатские лидеры посещали Россию и провели переговоры с Путиным во время совместного празднования Дня Победы. Кроме того, РФ начала свой региональный диалог со Средней Азией в том же формате несколько раньше, чем Китай. Первый такой саммит между Россией и Средней Азией прошёл в Астане ещё в конце 2022 года.
Безосновательными являются утверждения о создании неких транспортных коридоров для торговли с ЕС через Среднюю Азию в обход России. В действительности заявленные в процессе переговоров транспортные проекты прежде всего ориентированы на активизацию экономического сотрудничества КНР и стран Средней Азии. При этом основной сухопутный логистический поток из КНР идёт или прямо через территорию РФ, или через российско-казахстанский маршрут.
Обозначенные на саммите в Китае экономические проекты закрепляют за КНР фактический статус одного из двух экономических партнёров и инвесторов для стран Средней Азии вместе с Россией.
Финансовая помощь, обещанная Пекином странам Средней Азии (около 3,8 миллиарда долларов), с его стороны выглядит как весомая заявка на позицию ключевого регионального донора. Однако неясно, как такое будет соотнесено с задолженностью среднеазиатских стран перед КНР и на реализацию каких проектов пойдёт это финансирование.
Возможно, наиболее чувствительной темой для РФ может стать институциональный вопрос в диалоге Пекина со странами Средней Азии, а также сам масштаб расширения сфер межгосударственного сотрудничества.
Китай рассчитывает в перспективе сделаться ключевым внешним партнёром для Средней Азии. Одновременно с этим проекты РФ и её влияние из региона никуда не уходят, тем более не замещается китайскими. РФ остаётся основным партнёром для среднеазиатских стран и в сфере безопасности, и в области энергетики, и по вопросам трудовой миграции. А также образования, технологического и промышленного взаимодействия.
Так что разговоры о вытеснении России из региона весьма преждевременны.
Читайте по теме: Каковы перспективы сотрудничества Москвы и Пекина
Павел Кухмиров