ср, 14/07/2021 - 16:26

Почему власти не отвечают на острые вопросы о коронавирусе?

​А есть те, кто услышит ответы?

После прививки американской вакциной Johnson & Johnson существует вероятность заболеть редким аутоиммунным заболеванием — синдромом Гийена-Барре. При этом заболевании иммунная система человека начинает атаковать собственные нервные клетки.

Об этом сообщил Washington Post со ссылкой на управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA).

В компании заявили, что «вероятность такого заболевания крайне мала, а количество зарегистрированных случаев незначительно превышает естественное число заболевших». Однако несмотря на это, возможные риски стали известны широкой общественности.

Кроме этого, в начале апреля власти США приостанавливали использование данной вакцины из-за образования тромбозов у шести женщин, однако позже вакцинацию продолжили, заявив, что преимущества прививки перевешивают возможные риски. Решение принял консультативный комитет по вопросам практики иммунизации при Центре по контролю и профилактике заболеваний.

Ранее, разбирая причины нежелания части россиян вакцинироваться, ForPost писал о смерти главврача в Подмосковье, который умер от коронавируса спустя полгода после того, как сделал прививку «Спутником V».

Подобные случаи, подчас гораздо менее трагические, обрастают слухами и становятся почвой для недоверия властям и отечественному препарату, когда не получают подробного разбора со стороны компетентных органов и лиц и не предаются широкой огласке.

Это, в частности, подтвердил профессор кафедры «Вирусология» института имени Белозерского МГУ Алексей Аграновский, призвав создать специальную информационную базу:

«Должна быть открытость этой информации. Умер вакцинированный человек, значит, соответственные организации должны по каждому случаю опубликовать подробный объективный отчёт: чем болел, в чём причина смерти. Человек вообще смертен — привитый или нет.

И как только эта информация будет честно доноситься до всех граждан, ситуация будет улучшаться. А гражданам на основании таких единичных сведений не стоит паниковать и отказываться от вакцинации.

Я считаю, что нужно Роспотребнадзору или другим ответственным организациям создать какой-то ресурс, где давалась бы подробная статистика: сколько заболело вакцинированных, сколько заболело невакцинированных. Насколько тяжело или легко протекает заболевание в обоих группах людей.

По каждому случаю побочных явлений от прививки нужно дать информацию. По каждому случаю смерти привитого установить причину, насколько это возможно. Информация должна быть открытой. Тут прятать нечего. Потому что, если не дать правдивой информации, то поле будет заполнено слухами и предрассудками».

Однако пока в России проблемы с получением информации возникают и в менее острых ситуациях.

Например, на прошлой неделе глава Минздрава РФ Михаил Мурашко заявил, что несколько иностранных компаний подали заявки на регистрацию своих вакцин от ковида в России.  Однако министр ограничился этим, хотя ожидания зарубежных препаратов начали появляться ещё в начале года.

В результате до сих пор нет понимания, когда и какие вакцины поступят в гражданский оборот.

Вместе с тем тема возможной смерти от самой прививки была раскрыта достаточно полно.

В частности, россияне могли ознакомиться с заявлением Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ, занимается продвижением «Спутника V») о том, что смертность после отечественного препарата в разы меньше, чем после зарубежных.

Кроме того, в феврале 2021 года в журнале Lancet было сказано, что несколько участников испытания «Спутника» умерли, но ни один из случаев не был связан с получением вакцины.

Однако дело умершего от коронавируса доктора Михаила Анисимова так и не было достаточным образом разобрано. Анализируя сообщения россиян в соцсетях, можно прийти к выводу, что люди не понимают, «а сколько ещё подобных случаев в России?», «чего ещё мы не знаем?».

Из-за этого хочется понять, почему в России до сих пор нет базы, которую предложил создать вирусолог Аграновский? Или почему нет аналогичного быстрого реагирования на спорные ситуации, как это сделали с вакциной Johnson & Johnson в США?

Данных слишком мало

Связано ли это с политическим фактором, устоявшимися ещё с Советского Союза методами политического управления?

С этими вопросами ForPost обратился к публицисту, политическому консультанту, многократному победителю интеллектуальных игр Анатолию Вассерману.

«Со времён Советского Союза прошло уже достаточно времени, чтобы накопились собственные запасы глупости. Но что касается конкретного случая [доктора Анисимова] — если человек умер через полгода после прививки, то это может означать, что у него оказалась слабая иммунная система, может, он умер вообще не от коронавируса.

Но почему пока нет статистики? Потому что для статистики нужны многие сотни, а то и тысячи случаев. А когда случаев раз-два и обчёлся, то невозможно их толком анализировать. Нет достаточного материала. Поэтому меня совершенно не удивляет, что это пока отложено в достаточно долгий ящик. Скорее всего, статистику накапливают, но накапливается она медленно именно потому что подобных случаев очень уж мало», — рассказал аналитик.

На вопрос о том, что делать, если люди хотят получать компетентный разбор по каждому отдельному случаю, Вассерман ответил следующее:

«Так вот проблема в том, что врачам для компетентного разбора нужна именно статистика. Нужно понимать картину в целом, а вот для распространения слухов хватает и единичных случаев, которые находится кому раздуть.

Накал антипрививочной кампании совершенно небывалый. У меня создаётся впечатление, что есть кому это оплатить. Большая часть людей, видимо, выступает против прививок по личным убеждениям, но надо понимать, что душевные проблемы очень заразны. Очень легко одному человеку, играющему убеждённость, повергнуть в далёкое заблуждение миллионы людей».

Россиянам не поможет информация?

Однако остаётся вопрос: может ли всесторонняя информация устранить недоверие людей к властям и лекарствам или данные о проблемах лишь усилят тревожность в обществе?

За объяснением ситуации ForPost обратился к конфликтологу, эксперту по социальному воздействию и критическому мышлению Евгению Волкову.

По его мнению, проблема кроется совсем не количестве и качестве информации.

«Может, мизерному количеству людей информации и не хватает, но при желании можно любую информацию найти в любых количествах.

Есть базовые особенности всех людей на планете. От природы они не приспособлены рационально думать, сравнивать и анализировать на надёжной основе. Эти навыки появляются благодаря обучению разным вещам: логике, статистике, методам рационального суждения.

Что советская, что нынешняя система образования эти навыки мышления давали в мизерном количестве. Это касается как школ, так и вузов. И в этом отношении Россия существенно отстаёт от многих стран мира.

Наши люди в первую очередь не не информированны — они не образованны. За границей ведь тоже есть антипрививочники, но там их на порядок меньше. Тут какую информацию вы бы ни дали, это делу не поможет. У людей нет навыков и умений её воспринять и правильно с ней разобраться», — считает Волков.

Вопрос о том, что россияне недостаточно образованны и подготовлены, возникает в отечественной истории не первый раз.

Так, императрица Екатерина Великая, жившая в эпоху Просвещения и имевшая переписку с великими мыслителями своего времени, не могла не осознавать порочность крепостного права в России, рассказала историк Тамара Эйдельман в своём курсе лекций.

Правительница не раз задумывалась об отмене рабства в России, но помимо страха вызвать недовольство дворянства её останавливала идея о том, что крестьяне не готовы к свободе, — ведь помимо того, что они необразованные, они ещё и агрессивны, что может стать основной для бунтов.

Читайте по теме: Россия вышла на четвёртое место в мире по числу заражённых ковидом

Семён Гринберг

Читайте также: