чт, 02/03/2023 - 20:00

Почему пустуют новые высотки в центре Севастополя

Печально знаменитого застройщика подозревают в грязной игре.

Десятки семей не могут въехать в свои квартиры в давно построенной высотке на спуске с площади Восставших — на улице Генерала Крейзера. Строительство оплачено ещё несколько лет назад и давно завершено, но причины, по которым дом не заселяют, владельцам жилья не понятны.

Пайщики начинают думать, что их просто вынуждают выйти из ЖСК «по собственному желанию», получив обратно сумму, за которую в Севастополе уже давно никакое жильё не купишь.

Самое печальное, что люди остались со своими проблемами один на один — статус жилищно-строительного кооператива позволяет чиновникам отвечать: «Всё в ваших руках». Но на деле это совсем не так.

На манеже всё те же

Как вообще в этом месте, между гостиницей «Крым» и Стрелецким спуском, смог появиться 10-этажный жилой комплекс?

Да всё так же — он начат ещё в украинские годы. Причём изначально домов планировалось пять, потом пришлось убавить аппетит до четырёх, но в итоге за ЖК боролись уже в судах — власти намеревались зачистить землю от объявленного самовольным строительства. Однако застройщик всё-таки добыл право на третий дом - доказал суду, что в 2016 году (финишная ленточка для строек по украинским документам) фундамент уже существовал. Просто его не увидели.

Подробно о стройке, убивающей красоту города, в 2017 году ForPost писал в материале «Панораму Херсонеса «закатали» в бетон».

Обратившиеся к ForPost пайщики вступили в строительный кооператив в конце 2016-го и в 2017-2018 годах. Председателем правления ЖСК (тогда оно называлось не «Центр», а «Мегаполис») был Андрей Григоров. Его же компания «Стандарт строй» стала подрядчиком, выполняющим заказ ЖСК.

Напомним: «Стандарт строй» (ранее — «РБК-строй», а сейчас — КБРСГ) до боли знаком севастопольцам по выкошенным вечнозелёному скверу и кедровой аллее у братской могилы в Казачьей бухте, по строительству жилого комплекса на обрыве Голубой бухты и по стройке, что на основании очень сомнительных документов и вопреки предписаниям правоохранителей уже год портит жизнь горожанам из дома № 20 на Брестской улице.

В 2017 году первый блок дома стоял ещё без облицовки, но уже с окнами. 4 миллиона рублей за двушку в самом центре, напротив УМВД, были вполне адекватной суммой. Завершить работы и выдать ключи должны были не позднее второго квартала 2018 года.

С тех пор прошло пять лет. Работы в доме завершены, рядом вырос второй, началось строительство третьего. «Стандарт строй» взял новое имя — КБРСГ, «Мегаполис» превратился в «Центр», во главе правления встал другой человек, а интернет пестрит объявлениями о продаже квартир на улице Генерала Крейзера. Но ключи от квартиры не получил ни один человек.

«Это ведь не только те, кто живёт в другом городе и решил купить квартиру в Крыму. Это и мы, севастопольцы, — для нас это жильё должно было быть основным, первым. Люди живут где придётся — снимают или ютятся с родственниками. У людей семейные трагедии из-за этого», — делятся пайщики.

Никто не держит

В 2018 году членов кооператива просили ещё чуть-чуть подождать, потом аргументом стал коронавирус, а последние пару лет люди слышат только: «Бригада есть, она уже идёт, ещё буквально месяц». И всё это — со сладкой улыбкой представителей строительной компании.

Пайщикам говорят, что власти не подписывают ППТ — проект планировки придомовой территории. Почему не подписывают — не уточняют. Сами же люди недоумевают, ведь в плане есть и детская площадка, и сквер (правда, ещё и не построенные), и достаточное количество парко-мест.

Не готовы ждать и терпеть — забирайте свои деньги (за вычетом 5%, таковы условия договора) или идите в суд (где получите ту же самую сумму), говорят пайщикам «Центра».

Только вот на момент вхождения в кооператив они заплатили за квадратный метр в этом доме по 65 тысяч рублей (цифра, сегодня давно забытая даже для вторичного фонда), сейчас он стоит 135 тысяч. А до начала СВО — вообще 220.

Понятно, что на такое предложение большинство ждущих квартиры не готово. Однако есть те, кто не выдержал и деньги забрал.

Дом уже завоевал дурную репутацию — сегодня один из членов ЖСК не может продать свой пай по цене 109 тысяч за кв. метр.

Разделяй и властвуй

У людей, незнакомых с юридическими нюансами при строительстве жилья, возникает закономерный вопрос: а что говорит договор о несоблюдении сроков? И вообще, где фонд обманутых дольщиков?

Увы, эти вопросы не актуальны — в ЖСК всё работает не так, как при долевом строительстве.

Формально в ЖСК сами его члены являются инициаторами и организаторами строительства. Они сами отвечают за сроки, и претензии они могут предъявлять только себе самим. Но если и ЖСК, и нанятую им стройкомпанию контролирует одно и то же лицо, пайщики становятся его заложниками.

Да, они имеют право переизбрать правление ЖСК, но как это сделать, если у нынешнего правления — большинство голосов, в том числе — и по доверенностям членов ЖСК?

Может, у него и не большинство, говорят обратившиеся к ForPost пайщики, но на собраниях присутствуют владельцы только 11 из 45 квартир первого дома. В свободной продаже находится ещё порядка 15, а кому проданы остальные, правление ЖСК не говорит — «нельзя без согласия». Но этого согласия у пайщиков оно и не просит.

Во втором доме 110 квартир, куплено где-то 40, из них в инициативной группе — человек 12, кто остальные — неизвестно. Так что на собраниях большинство голосов остаётся у правления, контролируемого КБРСГ.

Принуждение невозможно?

«Наше дело сторона, — ответили на жалобы пайщиков в Севстройгоснадзоре. — До судебного решения исполнительные власти не имеют права лезть в дела ЖСК».

А судебное решение, как писалось выше, вернёт пайщикам только обесценившуюся за эти годы сумму, а не оплаченные квадратные метры.

Весной 2022 года из уст заместителя директора ООО «КБРСГ» Михаила Мудревского (собрания пайщиков всегда проводил он как представитель подрядчика) случайно или намеренно прозвучало: «Может быть, мы никогда не сдадим этот дом. Может, нам его не подпишут».

После этого к решению проблемы подключилась прокуратура.

«На встрече пайщиков между прокуратурой и Мудревским такой разговор был:

— Почему дом не достраиваете?

— ППТ не подписывают.

— Достройте за месяц первый дом, тогда мы будем решать вопрос с городом — почему не подписывают.

— Построим
».

Это было в мае. Встречи с участием прокуратуры повторились в июне и в августе, но единственное движение — выписанный прокуратурой штраф. Приглашённый на встречи Андрей Григоров на них не приходил.

«Прокуратура говорит: не можем же мы заставить их элементарные вещи делать. И на этом всё закончилось», — говорят пайщики.

Пайщики предполагают, что проблемы с ППТ могут быть связаны со строительством тоннеля между мысом Хрустальным и улицей Пожарова, но эта версия противоречит сказанным в 2022 году словам Мудревского о том, что все съезды-разъезды для первого блока властями уже утверждены, и они независимы от второго блока.

Логика застройщика пайщикам непонятна — ведь если бы был сдан первый дом, остальные квартиры вмиг бы раскупили.

Впрочем, может быть, именно это застройщику сейчас не нужно. Вот начнёт возвращаться прежняя цена квартиры (напомним: год назад она была больше на 85 тысяч за м²), тогда и придёт время продавать.

***

Внутрь дома пайщиков не пускают, и единственное, что они видят сегодня, — над одним из домов взгромоздили конструкцию для рекламы, пусть радует своим светом жителей района. А облицовка самого дома и подпорной стены уже обваливается.

Светлана Косинова

Фото: Тарас Любимов

Читайте также: