вт, 31/08/2021 - 17:25

Почему простые работяги опасны для власти

Эксперты объяснили, почему власти с опаской поглядывают на рабочего и колхозницу.

Президент Владимир Путин учредил новый почётный знак «За успехи в труде». Им будут награждать трудовые коллективы за достижения в сельском хозяйстве, промышленности, культуре и науке.

По мнению экспертов, власти сделали ещё один шаг, чтобы поднять престиж рабочих профессий: в высших эшелонах власти людьми труда заинтересовались десять лет назад, когда в стране вспыхнули белоленточные протесты.

О том, удалось ли из доярки, инженера и сварщика сделать реальную политическую силу, а престиж людей труда поднять до советского уровня, — в материале ForPost.

Новый знак не нужен?

На прошлой неделе глава государства подписал указ об учреждении почётного знака «За успехи в труде». Согласно документу, это новая форма поощрения коллективов предприятий, организаций и учреждений за высокие достижения в области промышленного и сельскохозяйственного производства, экономики, науки, культуры, искусства, просвещения, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта.

Новый почётный знак выполнен в форме лаврового и дубового венков с перекрещивающимися внизу концами, которые связаны серебряной лентой. По центру на фоне государственного флага изображён герб страны. Над гербом находится золотистая лента с надписью «За успехи в труде». Также вместе с почётным знаком станет вручаться почётная грамота.

По данным экспертов, новый почётный знак — аналог награды Центрального комитета ВЛКСМ (комсомола) «За успехи в труде». Ею награждали комсомольцев (преимущественно учеников старших классов), отличившихся и проявивших себя в трудовой деятельности. Награда была учреждена в 1986 году и вручалась до 1991 года

«На данный момент у нас существует медаль «За доблестный труд», есть звание «Ветеран труда». Зачем ещё что-то придумывать? Просто сделайте так, чтобы эти звания вновь были в почёте. Раньше за звание «Ветеран труда» боролись, сейчас оно ничего не значит. Престиж рабочих профессий зависит не от того, как мы назовём новый знак, а от отношения людей к званию, которое им присваивают», — выразил своё мнение лауреат правительственной премии, профессор кафедры экономики труда и управления персоналом Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Павел Журавлёв.

По его мнению, россияне сегодня не считают престижным звание «Ветеран труда», так как «за ним ничего не стоит». В советское время, напомнил он, становясь ветеранами труда, люди «получали существенную прибавку к зарплате и пенсии, различные социальные льготы, бесплатные путёвки в санатории». Поэтому на производстве «все стремились стать лучшими из лучших». Сегодня всё с точностью до наоборот, уверен собеседник ForPost.

«Пока, к сожалению, у нас только говорят о социальности, но никак её не поддерживают делом. Когда я спрашиваю, почему так мало платят людям, мне говорят: «А откуда брать деньги?». Вот вам и социальность. Деньги будут тогда, когда в стране создадут экологичное, современное производство. С ним появятся рабочие места, деньги на социальность. Сейчас в правительстве шесть ведомств так или иначе отвечают за развитие экономики, промышленности. Они, словно лебедь, рак и щука, тянут-потянут, а воз и ныне там: рабочие профессии остаются за рамками престижных, а различные медали и звания для людей труда больше ничего не значат», — считает Журавлёв.

Читайте также: Заслуженный мажор: россияне требуют от «орденоносца» ЮрКисса вернуть награду Путину

Престиж престижу рознь

Слова профессора подтверждают результаты исследования портала «Пропроф.ру». Больше всего молодёжь хочет работать в сфере услуг, а не на заводе. Молодые люди неохотно идут в промышленность, так как в будущем боятся остаться без работы. Чем более высокотехнологичное производство, тем меньше рабочих мест оно создаёт. Людей заменяют компьютеры и роботы.

Профессор, руководитель школы культурологии НИУ ВШЭ Виталий Куренной изучил этот вопрос. В беседе с корреспондентом ForPost он отметил: сейчас меняется характер рынка труда. Поэтому опасения молодёжи не беспочвенны — достаточно много профессий уходит в прошлое.

По оценкам Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), в течение десяти лет в России при активной модернизации отраслей могут быть сокращены до 6 млн человек, при этом для 25 млн могут радикально измениться требования и состав работы, что говорит о фактическом исчезновении и этих мест. Также работникам придётся проходить переобучение, чтобы найти новые места, и привыкать к тому, что образовательный процесс должен быть непрерывным, сообщает РБК-Тренды.

«Рабочие профессии остаются ещё менее престижными потому, что школы и вузы не поспевают за стремительно меняющимся рынком труда. В университетах сохранились контрольные цифры приёма: кто-то в Минобрнауки России до сих пор считает, что ежегодно нужно выпускать 10 тыс. крановщиков. Эта разнарядка не соответствует реалиям. Поэтому из условных 10 тыс. крановщиков почти никто не работает по профессии. Образование живёт в своей реальности, а рынок труда — в своей», — уточнил Куренной.

На этом фоне изменилось и отношение к престижу профессий, считает профессор. Он уверен: слова «банкир» и «инженер» сегодня «звучат одинаково гордо», так как осознание достоинства профессии «зависит от уровня профессионализма конкретного человека». Престиж профессий «превратился во внешний архаичный инструмент». От него остались только мифы, которыми руководствуется большинство: родители, гонимые трудовыми клише, заставляют детей получать специальности, которые, по мнению общества, престижны, но не практичны на рынке труда.

«Если вы классный сварщик, то ваше будущее намного лучше устроено, чем у журналиста. Хотя далеко не все мамы и папы пока это понимают», — добавил Куренной.

Слова профессора подтверждают данные портала Trud.com. Средняя зарплата сварщика по стране составляет порядка 63 тыс. рублей. Самые высокие зарплаты в Москве: там ежемесячный заработок сварщика может достигать 200 тыс. рублей.

Читайте также: «Это вообще не русские»: за что чиновник назвал земляков «кучей дерьма»

Олигархи опомнились?

На производстве работать вновь становится выгодно, считает директор Центра политических технологий Алексей Макаркин.

«Государство старается обращать внимание на людей труда куда больше, чем в нулевые годы, когда была совершенно иная идеология: человек должен зарабатывать. Двадцать лет назад, если специалист не мог заработать в одной сфере, то он мог перейти в другую, более прибыльную сферу. Шло время, люди богатели, скупали заводы. В результате крупный бизнес понял, что ему не хватает рабочих рук. Наметился дефицит инженеров и людей рабочих специальностей, так как изменился характер рынка труда: люди пошли в те сферы, где можно быстрее и больше заработать. Поэтому олигархи запросили у власти профориентацию», — уточнил Макаркин.

Он добавил: те, кто разбогатели первыми, «не хотели, чтобы по их стопам шли другие». Поэтому желающих заработать власти «стали возвращать в рабочие профессии». Экономический центр тяжести вновь стал смещаться на производство. Если бы этого не произошло, на заводах некому бы было работать.  

Читайте также: Минтруд напомнил россиянам о выплате в 250 тысяч рублей

Люди труда против белоленточного протеста

Кроме экономического, возник политический запрос на людей труда. По словам директора Центра политических технологий Алексея Макаркина, в нулевые власти «сильно заигрывали с креативным классом». В результате банкиры, юристы, менеджеры захотели стать реальной политической силой и вышли на улицы.

С 2011 по 2013 годы в стране прошли многократные массовые политические выступления граждан, начавшиеся после выборов в Госдуму VI созыва 4 декабря 2011 года, продолжавшиеся во время кампании по выборам президента России и после состоявшихся 4 марта 2012 года президентских выборов, на которых Владимир Путин победил в первом туре.

Участники акций заявляли, что выборы сопровождались нарушениями федерального законодательства и массовыми фальсификациями. Один из основных лозунгов большинства акций — «За честные выборы!».  Одним из символов акций протеста стала белая лента.

Властям нужно было срочно искать точку опоры. Ею оказались представители рабочих профессий. В декабре 2011 года на «Уралвагонзаводе» в Нижнем Тагиле Свердловской области был создан первый в стране рабочий комитет в поддержку Владимира Путина на выборах на пост президента России. Эта инициатива получила поддержку трудовых коллективов по всей стране и стала основой для организации межрегионального общественно-политического движения «В защиту человека труда». Возглавил движение сотрудник завода Игорь Холманских, который обещал на танке приехать в Москву и разогнать митингующих.

Планировалось, что люди труда создадут свою партию, но чуда не случилось. Социальный лифт заработал только для Холманских. Он стал первым рабочим-полпредом в стране — возглавил Уральский федеральный округ. В должности полпреда Холманских проработал шесть лет. В политический сумрак он ушёл летом 2018 года. За годы его полпредства движение «В защиту человека труда» так и не стало реальной политической силой.

«Это движение не стало реальной политической силой, так как изначально было политтехнологическим проектом. Его целью было показать, что люди труда за власть. Холманских получил должность полпреда, но как федеральная фигура так и не сформировался», — уточнил Макаркин.

Читайте также: Россия отделяет своих бедных от нищих, но дальше дело не идёт

Рабочий и колхозница — сила, но не политическая

По мнению Макаркина, сейчас люди труда стали для власти «рациональной опорой». Поэтому в столице утверждают новый почётный знак, в регионах открывают кванториумы — школы по ускоренному развитию ребёнка по различным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям, создают современные музеи.

Эксперт отметил, что одно из таких учреждений культуры открылось в Тульской области. В регионе с развитыми военно-промышленными предприятиями презентовали музей станка. Макаркин отметил: это не унылое советское строение, а современный выставочный комплекс с различными активностями.

«Предприятия, которые поддерживают власть и на которых работают люди, загружены заказами, причём на перспективу. Работникам заводов можно без опаски планировать свою дальнейшую жизнь.

При этом власть не заинтересована в появлении амбициозного рабочего движения. Ещё свежи воспоминания тридцатилетней давности, когда в конце 80-х — начале 90-х бастовали шахтёры, появилось сильное рабочее движение, которое сегодня не устраивает ни власть, ни работодателей.

Оно может стать неконтролируемым: сегодня рабочий говорит, что нужно уважать людей труда, а завтра будет требовать повышения зарплаты, улучшения условий труда. Власть опасается, что сильное движение людей труда кто-то может использовать в корыстных политических целях, поэтому препятствует его появлению», — уточнил Макаркин.

С одной стороны, политики пытаются поднять престиж представителей рабочих профессий, усилить их позиции в обществе и на рынке труда, поддерживать их морально, утверждая новые награды и знаки почёта. С другой стороны, эти политические проекты реализуются «с большой осторожностью и для точечных политических целей».

Макаркин уверен: движение «В защиту человека труда» создавалось, чтобы «перебить белоленточное движение». С этой задачей люди труда справились. Их поблагодарили за проделанную работу и лишили политической силы, чтобы «не будить другое лихо».  

Когда-то Владимир Маяковский написал: «Все работы хороши — выбирай на вкус». Власти пытаются этот поэтический вымысел сделать реальностью, в том числе при помощи учреждения новых знаков почёта. Удастся ли им убедить тиктокеров встать за станок, покажет время.

Пока же люди труда всё чаще становятся разменной монетой для достижения конкретных политических целей, которые не всегда совпадают с их обывательским интересом — быть счастливым и богатым.

Останутся ли рабочий и колхозница с властями, будет известно после выборов в Госдуму, которые пройдут 19 сентября. По итогам голосования станет понятно, насколько успешной была десятилетняя работа властей по поднятию экономического и политического престижа людей труда, от которых зависит экономическое благополучие России.

Читайте также: «Скучно не будет». Чего ждать от будущей Госдумы

Роберт Вочовский

Читайте также: