Стоимость поездки на такси достигла исторического максимума — 32,5 рубля за 1 км, сообщает Росстат. Это рекордный показатель за последние десять лет.
Услуги такси непрерывно дорожают с апреля 2021 года. Самый ощутимый скачок — на 4,03% — произошёл в первой половине 2023 года (июнь к январю). Предыдущий рекорд был в январе-июне 2022 года — 2,7%.
У агрегаторов такси иные данные. Пресс-секретарь сервиса «Максим» Павел Стенников сообщил РБК, что с начала года услуги такси подорожали на 25% в регионах и на 40% в Москве.
Эксперт по городскому транспорту Роберт Ян объяснил, почему этот рекордный рост цен не то, чем кажется, и рассказал, кто хайпует на этом.
«Ничего личного, это просто хайп»
Наш собеседник уверен: вбрасывая в СМИ информацию о стремительно дорожающих услугах такси, агрегаторы готовят россиян к очередному «не совсем обоснованному росту цен», который «должен произойти 1 сентября после вступления в силу нового закона о такси».
Согласно закону, с осени в каждом регионе будут функционировать три региональных реестра: перевозчиков, легковых такси и служб заказа. Все участники рынка — агрегаторы, перевозчики и их машины — должны быть внесены в эти реестры.
Цель у нового закона благородная: улучшить качество оказываемых населению услуг, снизить количество ДТП, уменьшить затраты регионов на создание собственных региональных систем. Новый закон также легализует рынок такси: агрегаторы официально смогут устанавливать цены на поездки, а «бомбилы» навсегда останутся в прошлом. Таковых сейчас 20%, сообщает ТАСС со ссылкой на Минтранс РФ.
Роберт Ян отметил: до вступления закона в силу осталось меньше месяца, начался «прогрев» аудитории.
«Нужно очень аккуратно относиться к величине, которую указал Росстат. 32,5 рубля за 1 километр — это статистическая величина, которая не имеет прямого отношения к рынку. Цены на услуги агрегаторов формируются в фиксированных величинах примерно с 2014 года: пассажиру сообщают, что его поездка будет стоит столько-то рублей. Непонятно, сколько стоит один километр, плюс есть ещё время в пути. Поэтому говорить о том, что стоимость поездки на такси достигла максимума за 10 лет, исходя только из стоимости километра, — неверно. Эта величина не показывает нам реального изменения цены. В формуле цены увеличился только один показатель», — сказал ForPost Ян.
Он отметил, что за указанный Росстатом период могла, например, сокращаться стоимость минуты. Однако об этом не сказано ни слова. Почему?
«Сейчас нагоняется информация о том, что будет рост цен на такси. Общество готовят к тому, что услуги такси как дорожали, так и будут дорожать. С такой постановкой проблемы я не согласен. Раз агрегаторы говорят, что на стоимость услуг такси влияет много факторов, эти факторы и надо рассматривать», — уточнил наш собеседник.
По его данным, прямой связи между экономическими параметрами и изменениями стоимости перевозки нет.
«Если бы она была, цена с начала года должна была вырасти минимум на 30%, но этого не произошло. Раз стоимость услуг такси не зависит от прямых затрат перевозчиков, значит, на этой ситуации кто-то хайпует, пытается сорвать куш. Кто в выигрыше? Агрегаторы такси», — сказал Ян.
Читайте также по теме: Любишь кататься: такси в России может подорожать
О ценообразовании и реакции властей
По словам эксперта, цены на российском рынке такси «формируются по биржевому принципу»: оценивается покупательская способность населения — в каждом регионе она разная.
«Поэтому в какой-то момент стоимость услуг такси может быть выше затрат перевозчика, а в каких-то моментах — существенно ниже. Цена меняется в зависимости от того, по какой цене готовы ехать люди. На неё не влияют километраж и время, проведённое таксистом в пути», — уточнил эксперт по городскому транспорту.
Роберт Ян также обратил внимание на ещё один важный аспект: рынком такси управляют сервисы, которые «сами не несут затрат на перевозку». Безусловно, свою ценовую политику они подстраивают под перевозчиков, чтобы те сохраняли хоть какую-то доходность, уточнил наш собеседник.
«Что касается водителей такси, то их доходы не растут так же стремительно, как цены. Они получают среднюю зарплату по стране. Почему? Вместе с увеличением стоимости поездки агрегаторы увеличили комиссию для таксистов. Если в 2014 году она составляла от 7 до 15%, то сейчас её средний размер равен 20%, где-то 25%, а в некоторых сегментах доходит до 35%. Водители стали больше отдавать агрегатору. Их доходы не растут. Поэтому рост цен — это не экономический, а спекулятивный показатель агрегаторов, которые хотят извлечь максимальную выгоду из текущей экономической ситуации», — сказал Ян.
Накал страстей на рынке такси пытаются погасить власти. Директор департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Сергей Семёнов 4 августа заявил журналистам, что «введение нового закона не должно привести к резкому скачку цен на услуги такси».
«Подчеркну, что законом № 580-ФЗ мы не вводим новых требований к такси. В связи с этим предпосылок к увеличению цен одномоментных я не вижу. <…> Законом созданы все необходимые условия для того, чтобы цену не изменять», — приводит ТАСС слова Семёнова.
У агрегаторов своя правда: с сентября 2023 года подорожание услуг такси составит до 30%, прогнозируют в «Ситимобил».
Пресс-секретарь сервиса «Максим» Павел Стенников увязывает рост цен с новым законом.
«Это связано с ним [законом] и сложностями, которые придут на рынок вместе со вступлением его в силу», — считает представитель сервиса.
Такси продолжит дорожать, цены в ближайшее время могут увеличиться кратно, подготовил россиян к худшему Стенников.
Читайте также по теме: Таксисты предупредили о разорительном тарифе — шантаж или реальность?
Роберт Вочовский
Обсуждение (3)
А почему в стране повышают цены, а ощутимо зарплаты и пенсии почти никогда. Дурацкий вопрос. конечно.
Директор департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Сергей Семёнов 4 августа заявил журналистам, что «введение нового закона не должно привести к резкому скачку цен на услуги такси.
Не должно, но приведёт однозначно. Всё просто, в регионах под агрегаторами, которые принимают заказы от населения ходит процентов 80% машин без лицензий, с 1 сентября, эти машины агрегаторы вынуждены будут заблокировать, спрос на такси тот же, машин в пять, а то и в более раз меньше. Т.е. на все заказы машин не хватает, автоматически у агрегатора программа поднимает стоимость поездки от 20% и до 100%. Так что с 1 сентября такси не дождёшься, а если повезёт, то будет дорого.
Про такси можно забыть.Депутаты уже придумали и вводят новые правила с сентября.За то пешком ходить полезно для здоровья!!!Это для тех кто боится кашляющих,чихающих и .....в автобусах и троллейбусах.