сб, 10/02/2018 - 11:00

«Пансионаты Севастополя» могли стать банкротом в любой момент

Условия для уничтожения предприятия создало его руководство с одобрения городского правительства.

Результаты проверки ГУП «Пансионаты Севастополя», которую проводила контрольно–счётная палата города, были оглашены в пятницу, 9 февраля, на заседании бюджетной комиссии заксобрания Севастополя. 

Проверка была внеплановой и проводилась по поручению ФСБ.

Смелая схема

Заслушать информацию КСП депутаты планировали ещё в январе, однако не получилось: на заседание комитета не явились ни представители правительства, ни «проправительственные» депутаты. Из–за отсутствия кворума заседание пришлось перенести. 

Замгубернатора Илья Пономарев и глава ДИЗО Рустэм Зайнуллин не сочли нужным участвовать в разговоре о деятельности ГУП и 9 февраля, хотя их специально приглашали. Зато в нём принял участие зампрокурора Балаклавского района Игорь Лошаков.

Как сообщила зампредседателя КСП Наталья Середа, Федеральная служба безопасности усматривала признаки доведения «Пансионатов Севастополя» до банкротства

Поводом для этого дал выпуск предприятием четырёх векселей на общую сумму 50 миллионов рублей. Два векселя по 15 миллионов каждый были переданы в ГУП «Центр эффективного использования собственности города», другие два, по 10 миллионов каждый каждый, – в ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию». Причем в договоре было прописано, что факт их передачи означает возникновение финансовых обязательств «Пансионатов Севастополя». 

Один из 15–миллионных векселей не был оплачен в полном объёме: 2,5 миллиона, которые должны были быть переданы до 30 декабря 2016 года, поступили на счёт только после начала проверки, то есть в сентябре 2017–го. А 10 миллионов по одному из векселей, переданных АИЖК, не поступили вовсе.

«Согласно действующему положению, простой вексель, срок платежа которого не указан, рассматривается как подлежащий оплате при предъявлении. То есть любой векселедержатель мог в любой момент предъявить ГУП «Пансионаты Севастополя» требования по оплате векселя и уплате процентов. Кроме того, неоплаченный вексель не был отражен в бухгалтерской отчётности предприятия», – сообщила Наталья Середа.

Проценты начислялись по ключевой ставке Центробанка. И буквально на следующий день после начала проверки, без предъявления векселя к погашению, «Пансионаты Севастополя» перечислили в счёт их уплаты 1, 752 миллиона рублей, нарушив тем самым Гражданский кодекс РФ. Но это мелочи. 

Главное, что при наличии финансовых обязательств в объёме 50 миллионов рублей прибыль «Пансионатов» за 2015 год, согласно их собственной финансовой отчётности, составила менее четырёх миллионов рублей. По данным налоговой отчётности, в 2016 году она сократилась до 165 тысяч, а за 9 месяцев 2017–го вновь выросла до 3,5 миллиона рублей. 

Поэтому–то предъявление векселей к уплате привело бы к банкротству предприятия, что полностью подтверждает опасения ФСБ.

Согласие на эту безобразную сделку было дано департаментом по имущественным и земельным отношениям Севастополя. Одобрили её и ещё два департамента правительства города – экономики и финансов

Целью было обозначено привлечение средств для ремонта и оснащения баз отдыха «Лесной кордон», «Таврида» и «Изумруд». Хотя «Таврида» ещё в 2015 году стала федеральной собственностью. 

По факту ремонт производился только в «Изумруде». На него израсходовано 21,8 миллиона рублей, при этом, по словам Натальи Середы, «ламинат уже ходит ходуном, санузлы затоплены, гидроизоляция не сделана». Одним словом, ремонт придётся начинать заново в ближайшее время.

Жизнь на широкую ногу

С руководителями «Пансионатам Севастополя» тоже не везло: их сменилось четверо, но ни один, согласно сделанным аудиторами выводам, не озаботился законностью и эффективностью использования имущества, вверенного ему на праве хозяйственного ведения. 

Это имущество до сих пор не оценено, уставный фонд предприятия в установленный срок не сформирован. Причем в этом отношении «Пансионаты Севастополя» не одиноки: аналогичная ситуация, по словам Натальи Середы, фиксировалась и в других ГУПах. 

Недвижимое имущество предприятия не зарегистрировано в Едином государственном реестре, а в реестр Севастополя внесено с нарушением сроков.

Бухгалтерская отчётность предприятия названа «абсолютно недостоверной». Основные средства в бухгалтерском отчёте обозначены одной строкой – «остатки основных средств на 56 млн.». 

При такой постановке дела, конечно, возможно всё. 

Инвентаризации не было ни разу, имущество не застраховано – в результате случившегося пожара один из домиков сгорел, но ответственности за это никто не понёс, ибо виновные не установлены.

Другие нарушения на общем фоне кажутся мелкими. Например, проживающие оплачивали своё пребывание в «Пансионатах» по его окончании, хотя договорами предусматривался аванс. Штрафные санкции ни к кому из них не применялись. 

Сотрудникам самого предприятия проживание в номерах для отдыхающих на бумаге обходилось в девять тысяч рублей в месяц (!), однако по факту никто за него не платил.

«Иногородние сотрудники ГУП проживают на территории базы отдыха «Изумруд» безвозмездно. С некоторыми из них заключены договоры на небольшую сумму, но никаких попыток получить эти средства не предпринималось. А в курортный сезон 2017 года принятым на работу иногородним сотрудникам даже оплачивался проезд в Севастополь. Я не говорю о главном бухгалтере, даже культорганизаторам оплачивались перелёты из Санкт–Петербурга», – констатировала зампредседателя контрольно–счётной палаты Севастополя.

Ну и ещё «по мелочи». Средства на покупку топлива выделялись без чеков АЗС, отметки в путевых листах не сходятся с данными, полученными в результате проверки автомобилей, «на тысячи километров». 

При наличии собственного юриста и собственного автотранспорта ГУП оплачивало юридические и транспортные услуги, оказанные членами коллектива или их ближайшими родственниками.

Успокойтесь, будет вам аудит!

Представители правительства Севастополя, которые могли бы пояснить ситуацию, на заседании бюджетной комиссии отсутствовали. 

Отдельного упоминания заслуживает и письменнный ответ за подписью директора ДИЗО Рустэма Зайнуллина, который был направлен в заксобрание и КСП.

«Из ответа следует, что департамент возражает только по двум пунктам – по остальным просто пересказывает ситуацию, не говоря о том, что претензии не обоснованы. Им говорят – не было аудита. Они отвечают – будет аудит! И так далее. Я считаю, что это не возражение, а подтверждение факта нарушения», – отметил глава бюджетной комиссии законодательного собрания Севастополя Вячеслав Аксёнов.

Заместитель прокурора Балаклавского района подтвердил, что все выявленные контрольно–счётной палатой нарушения имели место. В этом прокуратура убедилась, сотрудничая с аудиторами на протяжении всей проверки. Возврат векселя на 10 миллионов рублей уже осуществлен. Приняты и другие меры по устранению нарушений. 

Часть материалов проверки передана в Следственный комитет, часть – в управление по борьбе с экономическими преступлениями управления МВД (оно займётся экспертизой проведённого ремонта и изучением закупок топлива). 

Хочется надеяться, что серьёзные решения последуют и по другим, более серьёзным «нарушениям». Тем более, банкротство «Пансионатов Севастополя» стало бы не первой такой неприятностью, приключившейся с ГУПами Севастополя за последнее время. 

На заседании 30 января, напомним, депутаты заксобрания по просьбе правительства исключили из программы приватизации «Городской автозаправочный комплекс», потому что он находится в процессе банкротства.

Ольга Смирнова

Теги:
Читайте также: