сб, 02/12/2017 - 15:21

"Нужна кровь, нужны жертвы - я готов на крайности", - угрожал Новиков перед задержанием

Утро цвета грязных подштанников скандальный "юрист" Новиков встретил, полулежа в старых жигулях, оборонительно загнанных в железный ларёк у причала на Северной стороне. Там он голодал в знак протеста против планового сноса незаконных НТО, набирающего обороты в Севастополе.

Железная коробка, в которой  ещё летом шла бойкая торговля  китайским ширпотребом, захламлена какими-то пакетами, тряпками. На пустой боковине  болтается одинокая пластиковая вешалка. Внутри коробки - белая машина, в её салоне на разложенных сиденьях прикрывается ветошным одеялом пожилой небритый человек. Он смотрит в одну точку и время от времени подергивает плечом. Внимание прессы принимает охотно. Рассказывает, что, несмотря на день голодовки, чувствует себя пока нормально. Правда, ноги болят: Новиков инвалид II группы, у него разрушается сустав.

"Я не просто так начал эту голодовку"

- Неудобно, конечно, в  таких условиях, а что делать? Приходится, вынудили…, - объясняет Владимир будто сквозь зубы.

Вынудили, как выяснилось во время разговора, не его самого, - на этой торговой аллее у причала, перегораживающей вид на море в самом сердце площади Захарова, павильонов у Новикова нет. Здесь он голодает и мешает сносу ларьков по просьбе и в интересах частников от торговли, объединившихся в группу под названием "Союз предпринимателей". Действительных документов на право занимать коммунальную землю у них нет, но есть уверенность, что их право на это - железно, а власти их обманули и освобождают место для "своих". Чтобы сохранить ларьки здесь или добиться создания новых торговых мест или даже рынков, Владимир Новиков и решил демонстративно "броситься под эвакуатор".

- Я ставлю приоритет – люди.  Но на протяжении этих лет – то с правительством Меняйло я разговариваю, то с правительством Овсянникова, - проводятся какие-то встречи, круглые столы – все это пустая болтовня! Я просил не демонтировать НТО до тех пор, пока не будут решены вопросы в интересах людей, чтобы не разгонять их, тем более сейчас зима, чтобы люди были обеспечены. Что за подарок – разогнать всех здесь под Новый год, порядка 40 человек, у которых здесь еще наемные работники, дети, семьи?! - рубит, всё время поджимая губы, Новиков.

Пытаемся прояснить юридическую реальность.

- А какие документы доказывают законность размещения этого НТО, где вы сейчас?

- Здесь была схема, паспорт привязки был, в 2015-м году продлевали, давали свидетльство о размещении НТО, потом до 16 мая 2016 года продлевался срок действия этого свидтелельства, потом перестали продлевать, и все это решается… какими-то тайными комиссиями.

- Так сейчас у владельца ларька нет разрешения?

- Его не продлили просто. И не предоставили компенсационного места.

Жаловаться на чиновников, по словам Новикова, бессмысленно из-за постоянной перемены "ответственных за демонтаж лиц". Да и что обжаловать - непонятно, ведь на заседания комиссии по сносу, утверждает Новиков, предприниматели ни разу не вызывались, а расклеенные объявления о предстоящем сносе  и розданные уведомления об этом - не в счёт, повод, мол, не юридический. Владельцы приговоренных к сносу ларьков на площади Захарова поэтому и не жаловались. Но после сносов - обещают начать.

Это просто на дурака, на лоха – пройдет-не пройдет. Вот здесь не прошло. Есть  другой порядок . Я не буду раскрывать всё, на чем они попались и попадутся дальше.



Я не просто так начал эту голодовку. Я ждал, когда они допустят эту ошибку. Они её допустили. Теперь будет разговор по-другому, будет конфликт, - обещает Новиков.



Напоминает Владимиру, что местные жители, в свою очередь,неоднократно жаловались властям и требовали открыть вид на море, сделать набережную, поскольку "северянам" негде гулять.

- Щас-щас-щас...

- Люди же эти тоже имеют право на защиту своих прав на комфортную среду?



- Щас-щас-щас-щас-щас, - напевно приговаривает защитник ларьков, пока звучит вопрос.



Выясняется, что теоретически Новиков не против набережной и даже способен испытывать ностальгию по свободному общественному пространству.



- Я ж тоже не глупый человек в этом вопросе. Вот я смотрю на набережную (я здесь с 82 года проживаю. Приехал с Астрахани. И здесь я с 82 года на Северной ходил, у меня была дача у тещи). На набережной на этой, где стоит ярмарка, был пляж. Люди там постоянно загорали, и я там тоже отдыхал. Но почему там сейчас ярмарка, и нам говорят туда переходить отсюда?! Почему когда убрали эти ларьки, тут же – у нас видеозапись есть,  - привезли поставили новые?! Оттуда с аллеи перевезли сюда поставили церковную лавку?! Кто разрешил?! На каком основании?! - заворачивает за упокой Владимир.

"Это никакой не общественный терроризм"



- Но ведь публичная голодовка – это все-таки радикальный метод, шантаж, многие люди расценивают это  как общественный терроризм...



- Нет, не-е-ет, не-е-е-ет, - протягивает как мантру "правозащитник". - Это не шантаж… Это глупость! Я же юрист, я правозащитник, с 18 лет… это никакой не общественный терроризм! Что за бред люди несут?! Это всё прописано! Можно даже вены вскрыть, понимаете?! - неожиданно резюмирует собеседник.

И дальше с гордостью отмечает, что таких голодовок на его счету, включая эту, - двенадцать. Первую он устроил в 1998 году, когда распоряжением Гагаринской администрации ему закрыли автомобильный рынок.

- Я прошел через это сам, я знаю, что это такое, мне просто жалко людей. Я вижу, шо над ними издеваются, шо мы до сих пор не научились уважать друг друга, мы шо, враги друг другу, я хочу понять, соотечественники?!  Я две недели провел около администрации района, голодал, на лавочке спал, - и было отменено распоряжение, и работа рынка была возобновлена. Я потерял 2 недели и 15 килограмм!

При этом Владимир Новиков скромно умалчивает об обстоятельствах, в которых и из-за которых он проводил свои протестные акции.

Биография правозащитника богата неожиданными поворотами. К примеру, известно, что в 2000 году правоохранительными органами В.В. Новикову в первый раз предъявлялись обвинения в вымогательстве и ношении холодного оружия. Он был осуждён и отбывал наказание в Севастопольском СИЗО в 2000-2005 году. Одну из своих голодовок он и объявил в СИЗО, где похудел до 40 кг.  Новиков неоднократно направлялся в психиатрическую больницу с подозрением на шизофрению, поскольку, говоря языком протокола, наносил себе телесные повреждения, совершал суицидальные высказывания и действия. Всего за время нахождения в СИЗО провел 9 протестных голодовок.

Эта судимость погашена. В РФ Владимир Новиков имеет справку об отсутствии судимости.



В 2006 году в отношении Новикова В.В. было возбуждено еще одно уголовное дело по обвинению в вымогательстве имущества (павильон на рынке Юмашевский). Находясь в СИЗО, он провел свою 10-ю голодовку...

- Ваша борьба является политической?



- Нет, ни в коем случае! Я не политик и сторонюсь политики, - мгновенно реагирует Новиков, словно забыв о том, что является одним из инициаторов и организаторов городских протестных митингов за, в частности, формирование "народного Правительства, народного Заксобрания и народного контроля" и постоянно ссылается на предстоящие выборы президента и то, как будут голосовать недовольные люди.  - Мы сейчас объединились с коммунистами и проводим  в общественной приемной, я организовал движение, туда вошли коммунисты, Ленур Усманов, союз предпринимателей,  за права и свободу севастопольцев. Я координатор  этого движения. Я вижу, что из нас делают врагов – этот зам Кирпичникова кричал: «мы должны освободить от вас землю!», а я говорю: «от севастопольцев? Освободить землю? Ничего не перепутали?»

- Но ведь это земля таких же севастопольцев, тех же жителей этих домов, которые хотят здесь набережную!



- Но они же здесь и покупают товары!  В то же время что – они здесь постоянно гуляют, что ли?! Нам пытаются представить хорошую картинку. Вот приехал Кирпичников с  телевидением, чтобы показать - вот мы демонтировали, освободили значит от людей. Вы понимаете, меня бесит! -   от людей освободили!



- Освободили для людей, есть же другие люди, не предприниматели, и их очень много, и они здесь хотят видеть море и набережную без ларьков...



- Давайте убьем этих людей из ларьков?! Нужна кровь?! Нужны жертвы?! Эти люди, которые хотят гулять и море, их не интересует, как эти ларечники будут жить?! Может, у них все хорошо и они хотят гулять, а этим не на что жить!

Давайте решим:  нужна кровь, нужны жертвы? Я готов! Я вот выйду сюда и вскрою вены себе и перережу горло. Нужна жертва искупительная?! Я готов выступить в виде жертвы! Пусть увидят эту кровь вот эти чистоплюи! Надо сжечь себя - я сожгу себя! Я пойду на крайности, вам же нужны жертвы!!!

- Нужно гулять?!  Гуляйте после этого, убейте своих соотечественников, и тогда не говорите, что вы русские, что  вы соотечественники, не говорите, закройте рот просто! И скажите:  вот я русский,  я хочу здесь гулять, а этот русский не может здесь работать, пошел вон на свалку. Плевать мне на его детей, на его семью, на его больных родителей, - беседа приобрела неожиданный поворот и накал.

Тут самое время появиться врачам. И они появились. К месту добровольного самозаключения Владимира Новикова в ларьке прибыла "скорая помощь", и голодающий принял в своём автоубежище врача и представителя психиатрической больницы.

Врач "скорой" Вера Кочешева определила его состояние как "средней тяжести", но стабильное, отметила повышенное давление, рассказала, что, со слов Новикова, он второй день ничего не ест, только пьёт воду, но беспокоят его только боли в суставе, и ни на что больше он не жалуется. От медицинской помощи Новиков отказался, обезбаливающий делать не стал.

Медицинский психолог городской психиатрической больницы Виктория Доценко раскрывать детали в интересах пациента отказалась, уточнив лишь, что возможна "ситуация нестабильности", поэтому предпринимаются "необходимые медико-психологические мероприятия".

Карета "скорой" удалилась, беседа была окончена, и наш корреспондент отправился по окрестностям площади Захарова, чтобы сложить объективную картину  происходящего и побеседовать с другими предпринимателями, а также представителями бизнес-организаций и властей. Подробности об этом - в новом материале ForPost.

Владимир Новиков в какой-то момент остался в одиночестве. Но "сарафанное радио" принесло сообщения о том, что поведение ларёчного самозаточенца становилось все агрессивнее и дошло до прямых угроз поджечь павильон и себя в нём. А вскоре Владимир Новиков был задержан правоохранителями при препятствовании сносу НТО. Ларёк демонтирован.

Точнее всех отреагировал на новости севастопольский блогер, автор канала "Камни с неба", Алексей Процко.

"Не могу сказать, что я этому рад. Новиков ведь пойдёт до конца. А это -  война".

Екатерина Бубнова

интервьюировали Дмитрий Осипенко, Власта Пидпалая

***

Комментарий главы севастопольского отделения "Деловой России" Олега Николаева:

- Если нет правоустанавливающих документов, то голодай - не голодай, закон нужно исполнять. А то, что Новиков и Тюнин устраивают шоу из этого - это нехорошо и ни к чему не приведет. Закон в Российской Федерации главенствует.

Моя позиция по сносу незаконных НТО, в частности, на площади Захарова, остается твёрдой: все, что незаконно, должно быть ликвидировано. Если законно или спорно,  - то нужно входить в диалог в предпринимателями, постепенно и решать эти проблемы.

Нужно этим вдумчиво заниматься.

Но! У нас в городе гигантское количество просто незаконных НТО, установленных самовольно. Выходом из ситуации может быть принятая схема размещения, разработка чётких правил установки НТО, разработка архитектурного облика НТО, проведение общественных слушаний по этому вопросу. И лишь после этого следует приступать к процедуре постепенного приведения к стандартам несоответствующих им НТО.

Комментарий сопредседателя общественной организации «Доброволец», предпринимателя Дмитрия Голикова:

- Каждый выбирает свою форму борьбы. Но мне действия Новикова непонятны, если честно. Это на грани кардинального. Да, на это обратят внимание. Может быть, от этого и будет какая-то польза. Но это слишком радикально, такие методы неприемлемы. Что касается снова НТО, то, по моему мнению, сначала надо было сносить незаконную несанкционированную торговлю. Ту торговлю, которая под кустами, на углах, на ящиках и так далее.

Сначала надо было убирать их. Они этими действиями сейчас подтолкнули тех, кто работал, кто платил налоги, уходить в несанкционированную торговлю. Я знаю человека, у которого было 7 павильонов, там были оформлены продавцы, он платил налоги, а сейчас у него 7 нелегальных точек. И он говорит, что так даже интереснее работать.

Стоило бы оставить в покое на данном этапе ларечников, которые стоят там с украинскими документами, и заняться настоящей несанкционированной торговлей. Потом создать новые легальные площадки, а потом заниматься этими НТО. 

Комментарий председателя постоянного комитета Законодательного собрания по экономике Татьяны Лобач:

- Я обеспокоена ситуацией в Севастополе. Не так давно, месяц назад, мы рассматривали обращение предпринимателей по НТО. Моя твердая позиция: если убирается бизнес, где-то ему нужно предлагать альтернативу.

Решение комитета состояло в том, что если НТО занимается продажей продуктов, которые входят в продовольственную корзину, такие как хлеб, молоко, сыр, мясо, овощи, - то город должен рассчитать методику и стараться эти объекты оставлять, особенно там, где густонаселенные районы, жилые помещения.

Должен быть научный подход. А не всех зачистить, не предоставив альтернативы.

Что касается протестов и голодовок, то это личное дело каждого. Люди прошли все стадии, но не были услышаны. И поэтому используют такой метод выражения протеста. Но я считаю, что любые конфликты должны решаться путем переговоров.

Комментарий предпринимателей и продавцов крытой ярмарки на площади Захарова - соседей снесённых ларьков:

- Это проводится в жизнь генеральный проект задуманный. Сносится же не только у нас на Северной, а по всему городу. В равные условия должны всех поставить. Здесь для торговли свободных мест достаточно! Около 50 свободных мест.  Пожалуйста, пусть приходят и встают в равные условия, и торгуют. Плата с колхозников, которые сами выращивают и торгуют, – 35 рублей метр. Для ИП – 60 рублей метр в день. Для льготников свои цены. Понятно, что всем не угодить. Эти по-своему правы, те по-своему. Должны стоять все вместе, компактно. А вот кричать, голодовки устраивать – это ни к чему. В федеральном городе порядок должен быть, и всё как положено. Нам всем не угодить, но порядок должен быть. Торгующие – на своем месте, отдыхающие – на своём.

Теги:
Читайте также: