пт, 16/02/2018 - 16:48

Незаконному «закону» в Севастополе сказали твёрдое «нет»

Законопроект, цель которого - взять под контроль правительства деятельность Контрольно-счетной палаты, не может быть принят. Так считают Государственное правовое управление Администрации Президента, Счетная палата РФ и депутаты Заксобрания Севастополя.

Наперекор логике и праву

Сегодня на заседании бюджетной комиссии заксобрания был рассмотрен законопроект о внесении изменений в закон № 36 ЗС «О Контрольно-счётной палате города Севастополя». Этому предшествовал брифинг, во время которого председатель комиссии Вячеслав Аксёнов дал журналистам свои пояснения по этому и другим актуальным вопросам.

«Рассматривать этот законопроект мы планировали неделю назад. Он был внесён в повестку дня, однако поступило письмо от правительства Севастополя с просьбой рассмотрение отложить, в связи в тем что будет внесён новый законопроект. А во вторник мы услышали выступление замгубернатора Ильи Пономарёва по поводу того, что заксобрание затягивает рассмотрение законопроектов и не рассматривает уже готовые.

Данный законопроект полностью готов к рассмотрению – это закон, который можно назвать совершенно незаконным. Он полностью противоречит и федеральному законодательству, и принятым Российской Федерацией международным обязательствам.

Предусмотренные им изменения вносятся по двум основным направлениям. Во-первых, в состав коллегии КСП предлагается ввести представителей правительства и депутатов заксобрания, что противоречит нормам федерального законодательства.

Более того, подобные попытки уже были предприняты в нескольких регионах, и Верховный суд неоднократно эти законы отменял как противоречащие законодательству РФ. Тем не менее такая попытка в очередной раз предпринимается правительством Севастополя. Возникает вопрос: что это – незнание законодательства и практики работы Верховного суда или нежелание знать?» – сказал он.

Второе предлагаемое законопроектом новшество, подчеркнул Аксёнов, касается сокращения полномочий КСП.

«Предполагается, что КСП не будет иметь права получать определённые документы, которые на сегодняшний день правительство предоставлять обязано, и не будет проверять определённые направления бюджетной деятельности правительства. Данное требование также противоречит законодательству РФ.

Мы готовились к рассмотрению этого законопроекта достаточно серьёзно, поэтому получили заключение не только юридического управления заксобрания, которое отмечает, что в данном виде закон ни в коем случае нельзя принимать, но и Государственного правового управления Администрации Президента РФ и Счётной палаты РФ. Они также отмечают, что законопроект принимать нельзя даже в первом чтении, поскольку сама его концепция некорректна», – рассказал глава комиссии.

Отрицательное заключение на документ дала и прокуратура – в её ответе содержится указание на те положения закона № 36-ЗС, которые действительно требуют корректировки. Однако её результатом, по словам Вячеслава Аксёнова, должно стать не ослабление контроля за расходованием бюджетных средств, а, напротив, его ужесточение. В частности, речь идёт о средствах, расходуемых в рамках госпрограмм.

Идеал глазами правительства Севастополя: проверяемые контролируют проверяющих

На заседание комиссии, где рассматривался «незаконный» законопроект, не пришли ни представители правительства, ни депутат Журавлёв, традиционно правительство поддерживающий. Кстати, недавно связанная с его семьёй компания «Чистый город» выиграла конкурс на санитарную очистку Севастополя на сумму 280 млн рублей.

Вячеслав Аксёнов коротко повторил для членов комиссии уже сказанное журналистам и отдельно остановился на причинах, побудивших депутатов рассмотреть абсурдный законопроект.

«В этих письмах со стороны правительства я вижу лукавство: в декабре нам внесли совершенно негодный закон, теперь по-тихому просят отложить рассмотрение, а публично заявляют, что заксобрание рассмотрение внесённых правительством законов затягивает. Поэтому предлагаю данный законопроект рассмотреть и принять по нему решение», – сказал глава комиссии.

Зампредседателя КСП Наталья Середа и глава юридического управления заксобрания Елена Близнюк добавили к уже сказанному ещё несколько штрихов, подчеркнув: принятие законопроекта создало бы ситуацию, при которой проверяемые будут контролировать проверяющих.

«Кроме того, законопроектом предлагается исключить полномочия КСП по оперативному контролю исполнения бюджета. Вы знаете, что в законе о бюджете на 2018–2020 годы расширены полномочия финансового органа по внесению изменений в сводную бюджетную роспись. Уже сегодня по результатам мониторинга мы видим как дополнительные расходы, так и дополнительные доходы. К сожалению, в связи с расширенными полномочиями финансового органа вы, депутаты, этого сейчас увидеть не можете. И не сможете, если мы не будем осуществлять оперативный контроль. Что же касается исключения контроля за государственным долгом города Севастополя, то здесь комментарии излишни – всё изложено в заключении Счётной палаты Российской Федерации», – сказала Наталья Середа.

Решение комиссии – считать законопроект неприемлемым и рекомендовать заксобранию рассмотреть его (чтобы, так сказать, расставить уже все точки над i и лишить правительство возможности упрекать депутатов в медленной работе).



Заметим, что скандальный законопроект - лишь часть системного наступления правительства Севастополя на Контрольно-счетную палату. 

И это не аргумент

Во время брифинга Вячеслав Аксёнов ответил и на аргументы правительства о том, что отсутствие финансового обоснования сделало невозможным принятие в первом чтении законопроекта, восстанавливающего права на получение социального жилья тех севастопольцев, которые после 2014 года утратили его из-за особенностей российского законодательства.

«Как руководитель комиссии по бюджету хочу отметить, что представленная редакция законопроекта не содержала изменений бюджетных обязательств ни на 2018-й, ни на 2019-й, ни на 2020 год. Речь шла о восстановлении прав граждан. Сроки предоставления жилья проистекали бы из наших реальных бюджетных возможностей.

Да, в этом году наши возможности ограничены – направлять средства на эти цели мы можем только из сверхплановых доходов. Технически даже в этом году такая возможность есть. Но обязательство направлять на это определённую сумму ни в коем случае из законопроекта не вытекало. Поэтому аргумент о том, что в тексте закона якобы содержатся какие-то дополнительные бюджетные обязательства, является, на мой взгляд, необоснованным», – подчеркнул Аксёнов.

Напомним: восстановление прав севастопольцев на получение социального жилья вытекает из Федерального конституционного закона № 6 ФКЗ. И в Республике Крым, как ещё раз напомнил глава бюджетной комиссии, аналогичный закон уже принят. Правительство Севастополя же не только убедило часть депутатов его не принимать, но и обвинило другую часть заксобрания в популизме.

Ольга Смирнова

Теги:
Читайте также: