Премьер-министр Франции Франсуа Байру объявил, что 8 сентября парламент проголосует по вопросу доверия правительству. Его шаг был рассчитан на то, чтобы перехватить инициативу у протестного движения до того, как оно парализует страну.
Кампания «Bloquons tout» («Заблокируем всё»), вдохновлённая движением «жёлтых жилетов» и поддерживаемая радикальной левой, готовится остановить транспорт, школы, такси, нефтеперерабатывающие заводы и порты. Фактически речь идёт о всеобщей забастовке, которая должна начаться через два дня после голосования. Байру надеялся выиграть время для президента Эмманюэля Макрона, но этот шаг может обернуться катастрофой для обоих, предупреждает Spectator. Жан-Люк Меланшон и его партия «Непокорённая Франция» заявили, что, если правительство падёт, они 23 сентября инициируют импичмент президента.
Экономика стала главным источником кризиса. Государственный долг Франции превысил 110% ВВП, дефицит бюджета в 2025 году оценивается в 47 миллиардов евро. К тому же, перед летними каникулами Байру представил план самых жёстких сокращений расходов за последние десятилетия - в стране, где государственные траты составляют почти 60% экономики.
Партийные реакции на манёвры Байру оказались мгновенными и губительными для правительства. «Национальное объединение» Марин Ле Пен, «Непокорённая Франция» и другие оппозиционные силы заявили, что не поддержат кабинет.
Чтобы сохранить власть, Байру нужно 289 голосов, но его альянс может рассчитывать лишь на около 165. Журналисты и политические аналитики в Париже почти единодушны: у правительства нет шансов.
Каждый игрок в этой ситуации действует из собственного расчёта. Ле Пен быстро решила, что спасать премьер-министра Макрона нет никакого смысла: по опросам её партия на досрочных выборах станет крупнейшей в Национальном собрании, даже если не получит большинства. Отказ поддержать Байру для неё — бесплатный и выгодный политический ход. Меланшон же, напротив, стремится превратить кризис в триумф. Он объединил социалистов, зелёных и крайне левую оппозицию вокруг борьбы с жёсткой экономией и надеется, что улица принесёт ему новые парламентские голоса.
Для Макрона последствия выглядят разрушительными. Если Байру потеряет вотум доверия, президент окажется под угрозой импичмента. Теоретически он мог бы назначить нового премьера, готового провести через забастовки и протесты политику жёсткой экономии, «но вряд ли найдётся политик, который согласится на эту роль», отмечает издание. Досрочные выборы грозят передать власть Меланшону или усилить позиции Ле Пен.
Финансовые рынки уже реагируют на нестабильность: доходность облигаций растёт, а рейтинговые агентства пока сохраняют высший рейтинг Франции скорее по инерции. Вторая экономика Европы удерживает статус только потому, что её считают «слишком большой, чтобы упасть». Но это доверие не бесконечно, предупреждает Spectator. К середине сентября, когда начнётся сражение за бюджет, понижение рейтинга выглядит неизбежным.
Примечательно, что Макрон, по всей видимости, вместо решения проблем собственной страны предпочитает проявлять активность на украинском направлении. Стабильно генерируя идеи, вроде ввода на Украину европейских войск или организации встречи украинского лидера Зеленского с президентом России Владимиром Путиным.
Обсуждение (3)
Судя по всему, следует ожидать ещё больших истерик Макрона по украинской ситуации в попытках хоть как то переломить внимание французов с внутренних проблем на "успехи" во внешних вопросах.
Просю пардону, а на каком языке это написано?
Макрон уже премьер-министр?
Ботан,
Вы вырываете из контекста, там спасать премьер-министра (правительства) Макрона.