пн, 11/09/2023 - 20:00

Куда заведёт Севастополь балкерная утопия Севморзавода

Что может помешать планам строительства больших зерновозов на старейшем предприятии Севастополя.

В конце июля 2023 года губернатор Севастополя Михаил Развожаев в очередной раз очертил радужные перспективы без преувеличения легендарного севастопольского предприятия – Севморзавода.

Поводом для оптимизма послужила встреча главы города с руководившим на тот момент «Объединенной судостроительной корпорацией» Алексеем Рахмановым.

«То, что я сегодня услышал и увидел (во время совместного посещения Севморзавода. – Ред.), говорит о том, что в Севастополе мы начнем вновь строить корабли. Прежде всего зерновозы – балкеры от 40 до 60 тысяч тонн (по которым уже есть реальные проекты), а в перспективе может быть и больше. Потребность в них очень большая. Мощности у «ОСК» все есть, понимание, откуда возьмутся ресурсы на модернизацию и покупку необходимого оборудования, – это в том числе и средства Фонда развития промышленности», – писал губернатор на своей странице в Telegram.

Подобные перспективы чиновники разного уровня «рисовали» Севморзаводу, начиная с 2014 года. Определенные подвижки на предприятии действительно происходили: было заменено определенное оборудование, проделана большая бумажная работа, связанная с земельно-имущественными вопросами и интеграцией в «ОСК», заложены два тяжелых плавкрана.

Однако по факту предприятие до сих пор не смогло достроить ни одного тяжелого плавкрана. Более того, как ранее сообщал ForPost, недостроенный тяжёлый плавкран ПК-700 «Григорий Просянкин» решено разрезать на три части и внутренними водными путями перевести в Северодвинск для достройки на мощностях заказчика – АО «ПО „Севмаш”».

Подводя итоги рабочей встречи с Алексеем Рахмановым в конце июля 2023 года, глава города сказал: «Главный вопрос, который меня волновал как губернатора, это то, когда эти планы начнутся реализовываться. Ответ я услышал – в самое ближайшее время – осенью следующего года начнется строительство первых кораблей».

Как горожане, которым небезразлична судьба Севморзавода, относятся к этим заявлениям? Как к реальным продуманным планам или очередному пафосному хлопку в пустоту?

Поскольку получить корректные и понятные ответы от руководства Севморзавода не представляется возможным, корреспондент ForPost пообщался с осведомленным о состоянии дел на заводе источником.

Корабли в моей гавани

С момента сообщения губернатора о строительстве на Севморзаводе универсальных сухогрузных судов смешанного плавания (река–море), по словам источника ForPost, на заводе никаких проектных работ в этом направлении никто не видел и не знает.

Техническое перевооружение предприятия проводится под конкретное производство. Однако ни проекта реконструкции, ни источника финансирования пока нет. Пока есть только слова.

Для начала надо понимать, что сегодня может делать Севморзавод.

«На самом деле завод может многое. Стапели позволяют закладывать суда длиной до 110 метров типа река–море. Есть корпусообрабатывающее производство, есть трубомедницкое, есть механомонтажное и так далее», – сказал собеседник ForPost.

Однако для строительства современных балкеров требуется новое оборудование.

«Установленные на Севморзаводе линии дробеметной очистки листового и профильного металла рассчитаны на листы размером до 2200 мм. Сегодня листы идут 3200 мм. Соответственно надо эту линию полностью заменить. Газорезательные машины с панорамным управлением «Кристалл», которые изготовлены 40 лет назад, уже анахронизм.

В инкерманском цеху стоят два 50-тонных мостовых крана, их надо заменить на 100-тонные, чтобы можно было формировать блоки минимум 200 тонн. Затем их нужно доставить на стапель. Но не только доставить, но и перегрузить. Опять же нужен кран. Если мы будем говорить о балкерах, то нужен козловой кран минимум 350-тонный. Такие краны в России не делает никто», – подчеркнул источник.

Импортная составляющая

Помимо вопроса перевооружения завода «ОСК» потребуется решить крайне сложный вопрос с оснащением судов.

«Мы в России разучились делать все. До 80% всей комплектации получаем из-за рубежа: главные двигатели, вспомогательные, насосы и даже арматура. Я уже не говорю о навигационном и электротехническом оборудовании. Кто будет поставщиком всего этого?» – спрашивает собеседник ForPost.

Конечно, можно понадеяться на китайских товарищей, которые научились делать практически все.

«Но китайцы умнее нас ровно настолько, насколько их цивилизация больше нашей. Они же с нас сдерут три шкуры за свое оборудование. У нас же денег не хватит. А какая себестоимость будет?»  – добавил осведомленный специалист.

И еще одни вопрос, ответ на который пока неясен: кто будет покупать балкеры Севморзавода? Сегодня с этой нишей неплохо справляется завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде.

По мнению собеседника ForPost, старейшее севастопольское предприятие едва сможет к следующей осени приступить к строительству балкеров.

«А вот суда типа «река–море», суда рыбопромысловые – вполне по силам Севморзаводу. Но не дают же. Почему не дали общественные катера для Севастополя строить? Наши паромы сколько лет в бухте работали. С плавдоком для калининградского завода «Янтарь» тендер не смогли выиграть. Там минимальная комплектация: насосы, электрооборудование простое, но очень много корпусной конструкции, которую у нас в Инкермане можно делать без разговоров. Не получилось. Такая политика?» – сетует эксперт.

Глеб Вадатурский

Фото автора

Читайте также: