вс, 24/10/2021 - 14:03

Крымская гора раздора: почему не дают летать в Коктебеле

Чиновники не хотят идти навстречу авиаторам.

Гора Клементьева под Коктебелем на юго-востоке Крыма знакома даже тем, кто далёк от авиации. Ведь именно здесь зародилось отечественное воздухоплавание. Однако сейчас славное прошлое забывается, а тем, кто пытается его сохранить, буквально подрезают крылья. ForPost разбирался в ситуации.

Уникальная Гора

Порывы ветра скоростью 15-20 м/сек встречают ещё в селе Насыпное, расположенном на повороте трассы Старый Крым-Феодосия. Выйдя из машины на плато Узун-Сырт, понимаю, что здесь ветер ещё сильнее.

«Редкий день, когда не летаем», – оправдывает простой в полётах встречающий ForPost руководитель парапланерного клуба «Бриз» Сергей Жукарин.

Ведь месторасположение Горы, как здесь принято почтительно и с заглавной буквы называть гору Клементьева или по-другому варианту плато Узун-Сырт, тем и уникально, что позволяет летать практически круглый год. Необходимо лишь подбирать площадку для старта, подходящую под дующий прямо сейчас ветер.

Поэтому неслучайно, почти сто лет назад пионеры советского воздухоплавания именно здесь под Коктебелем проводили первые испытания планеров, устанавливали мировые рекорды полётов. Также здесь пробовали свои силы отцы-основатели отечественной авиации: Олег Антонов, Сергей Ильюшин, Александр Яковлев.



Вымпелы спортсменов со всего бывшего СССР на базе «Бриз».

Всего на плато три базы. Первым появился Центр планерного спорта (ЦПС) с взлётно-посадочной полосой. Стоит отметить, что здесь до сих пор сохранились довоенные постройки общежитий для инструкторов.

В 1980-е годы южнее ЦПС возник ангар и «взлётка» республиканского дельтапланерного клуба (РДК). Рядом с ним в начале 2000-х парапланеристы организовали свою базу с кафе и гостиницей на пару номеров.



База РДК (слева) и парапланерного клуба «Бриз».

Хотели как лучше

Как вспоминает собеседник ForPost, до 2009 года никто не мешал влюблённым в небо спортсменам. Но 12 лет назад Кировская районная администрация внезапно решила распаевать северную часть плато под застройку.

«Мы ничего об этом не знали. Однажды случайно наткнулись на колышки, обозначающие границы участков», – рассказывает Сергей Жукарин.

По его словам, самые активные пайщики даже смогли получить госакты на землю.

Увидев угрозу застройки уникальной территории, пилоты и общественность выступили с инициативой создать на плато заповедный ландшафтный парк. При этом отдельной охранной зоной, где запрещено любое строительство, обозначить ту часть, на которую были оформлены госакты.

В тот момент статус ландшафтного парка казался единственным возможным вариантом спасения этого уголка Крыма от девелоперов. 

В 2014 году ландшафтный парк стал природным и распоряжением республиканского Совмина вошёл в перечень особо охраняемых природных территорий (ООПТ) регионального значения.

«Мы понимали, что есть подводные камни в этом вопросе, но другого выхода не было», – вспоминает парапланерист.

Подводный камень, ставший впоследствии краеугольным, заключался в том, что законодательство России в отношении природного парка как ООПТ значительно ограничивает любую деятельность на его территории.



Табличка на плато Узун-Сырт.

Тем не менее, как сообщал ForPost, инвестиционный проект под названием «Город авиаторов» в 2016 году получил предварительное одобрение правительства Крыма на сумму вложений 207,6 млн рублей.

Предполагалось построить на горе Клементьева семь летних домиков, пять гостиниц, три кафе и один ресторан, а также обустроить автокемпинг, купить три планера и самолёт-буксировщик. К счастью, со временем энтузиазм инвесторов угас.

Ничего нельзя

Впрочем, до 2020 года сотрудники Управления ООПТ не давали о себе знать. Зато в прошлом году штрафы и предписания посыпались один из другим.

По словам собеседника ForPost, требования проверяющих сводились к трём основным пунктам: по территории парка нельзя передвигаться на автомобиле, нельзя ночевать в палатке, заодно строения баз дельтапланеристов и парапланеристов необходимо снести.

«Что значит — нельзя передвигаться на машине? Это значит, от асфальтовой дороги до места старта два километра нести технику на себе. Это создаёт угрозу полётам вообще», – делится мнением парапланерист.

Также недоумение вызывают и другие требования чиновников. Как рассказывает Жукарин, на Гору приезжают спортсмены разного достатка, и не у всех есть возможность снимать номер в отеле на время тренировок или соревнований. За годы полётов здесь сложился свой минимальный быт и комфорт.



В этих вагончиках многие десятилетиями хранят снаряжение и живут, когда приезжают в Крым.

В многочисленных письмах к властям авиаторы, как могли, изложили своё видение и развитие ситуации. В частности, они предлагали узаконить существующие грунтовки, выделить в хозяйственную зону ООПТ существующие базы РДК и клуба «Бриз». Однако на все предложения пришли неумолимые «запрещено» и «снести». 

Причём, ответов из высоких кабинетов приходилось ждать по несколько месяцев.



База клуба «Бриз» попадает под снос.

Кроме этого, трудности возникли с переоформлением украинских документов.

Так, база дельтапланеристов сейчас фактически не функционирует, потому что к марту 2014 года не был продлён договор аренды земли под ангаром и взлётной полосой, поэтому уже российские чиновники не нашли оснований на упрощённых условиях заключить новое соглашение. 

Парапланеристам повезло немного больше — их договор аренды истекал в 2015 году, однако новый документ удалось получить лишь через год и то после прямого обращения к главе Крыма Сергею Аксёнову. При этом срок действия аренды установили всего на полгода. С тех пор вот уже пять год клуб «Бриз» существует на птичьих правах.

«Мы все относимся к бумажкам не так, как чиновники», – растерянно улыбаясь, поясняет Сергей Жукарин.

Что касается, планеристов, то последние несколько месяцев на воротах ЦПС висит замок после того, как объявили, что «аэродром не может быть использован для полётов».



Так сейчас выглядит легендарный ЦПС.

Что же дальше?

Можно всё списать на неповоротливую бюрократическую машину и недальновидность авиаторов, однако, когда в конце 2020 года к ротонде на горе Коклюк, что на северном отроге Узун-Сырт, построили двухполосную магистраль за счёт средств федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2025 года», поползли слухи.



Дорога — это ещё и автомобильный туристический маршрут.

К примеру, известный среди авиаторов пилот Игорь Волков предположил, что асфальтовая дорога станет началом застройки Горы.

Для прояснения обстоятельств ForPost направил запросы в профильные министерства республики. И оказалась удивительная ситуация: фактически люди летают, развивают авиационный спорт, прославляют Крым на весь мир, а по документам не существуют.

Так, первый заместитель министра спорта Крыма Сергей Гниздыло ответил ForPost, что сейчас ГБУ РК «СШ авиационных видов спорта» (созданный на базе ЦПС) ведёт работу «по разработке планов спортивной подготовки по развитию авиационных видов спорта, в том числе планерного спорта». 

«При этом, на территории Учреждения (местность гора Узун-Сырт 87,6 га) какие-либо услуги по парапланерному спорту каким-либо физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям – не оказывались», – отметил представитель ведомства.

Заместитель министра экологии и природных ресурсов Крыма Алла Архангельская сообщила изданию, что не располагает «сведениями об организации коммерческой деятельности иных хозяйствующих субъектов на территории Природного парка».

Замминистра имущественных и земельных отношений Галина Москвина проинформировала о том, что в Реестре имущества республики «не числится природный парк «Воздухоплавательный комплекс «Узун-Сырт, гора Клементьева». 

Однако в МИЗО отметили, что «отсутствие сведений об объекте имущества в Реестре не означает отсутствие права собственности Республики Крым на данный объект, так как в настоящее время Реестр находятся в стадии наполнения».

Кроме этого, Галина Москвина рассказала ForPost о том, что, согласно постановлению №269 крымского Совета министров, режим особой охраны зоны обслуживания малой авиации направлен на обеспечение безопасности посетителей природного парка, развитие авиационных видов спорта и отдыха (дельта-, парапланеризм, парашютный и планерный спорт) с максимальным сохранением естественного облика природных и культурных ландшафтов.

Ещё по теме: Крымский заповедник предлагает отдых по цене виллы на Мальдивах.

В ответе на уточняющий запрос ForPost Алла Архангельская сообщила о том, что Минприроды в перспективе видит развитие этой заповедной территории в «создании условий для отдыха населения, развитии физической культуры и спорта, усилении охраны территории Природного парка».

Что касается построенной за федеральные деньги автомобильной дороги поперёк Узун-Сырта, то это было необходимо «для улучшения транспортно-эксплуатационных качеств, создания условий для природнопознавательного туризма, для организации контролируемого туристического потока, развития авиационных видов спорта, использования рекреационных ресурсов Природного парка».

Летающая гора

Тем временем авиаторы отмечают, что с момент открытия асфальтовой дороги через плато значительно выросло количество «посторонних» туристов, которые ничего не знают об истории и традициях Горы.

Кроме этого, участившиеся штрафы отпугнули многих самостоятельных опытных пилотов, которые каждый год приезжали в Коктебель летать.

По словам Сергея Жукарина, спасти положение можно лишь в том случае, если прописать в положении о природном парке более детально условия существования здесь спортсменов.

«Хочу, чтоб Гора летала», – поясняет старожил.

Как и экологи, авиаторы не хотят на горе Клементьева ничего лишнего, добавляет собеседник ForPost. 

Пелагея Попова

Фото: Пелагея Попова | ForPost

Читайте также: