Крым

Когда федеральные торговые сети осмелятся зайти в Крым

Приход федеральных игроков вряд ли сделает продукты дешевле.

Крымчане с 2014 года ждут открытия федеральных супермаркетов.
Фото:
Татьяна Воробьёва|ForPost
Крымчане с 2014 года ждут открытия федеральных супермаркетов.

За последние два года в Крым зашли несколько крупных российских банков, их появления на полуострове ждали давно. Некоторые эксперты прогнозировали, что вслед за ними подтянутся и федеральные торговые сети. Но этого пока не произошло. Недавно стало известно, что российская сеть розничных магазинов «Магнит» запускает франшизу, так что чисто теоретически эти супермаркеты могут появиться и на полуострове.

Почему крупные ритейлеры не спешат в Крым, и кто сегодня формирует региональный рынок торговли, узнавал ForPost.

Сезонность и низкие доходы

Ростовская сеть продуктовых магазинов «Ассорти» единственная с материковой России зашла в Крым в 2014 году. Но продержалась недолго: уже в 2019 году компания начала  сокращать число своих магазинов на полуострове, а потом и вовсе все их закрыла. Позже, в 2019 году, в Крыму начали появляться магазины низких цен федеральной сети «Доброцен», а в 2021 году спальные районы и центры городов запестрели красно-белыми вывесками «Еда-Вода» (некоторые СМИ утверждают, что эта сеть известна на материке как «Красное&Белое» — Прим.).

Иначе говоря, крупные федеральные сети, известные практически каждому жителю материковой России, по-прежнему не торопятся в Крым. По мнению экспертов, причина тому не только санкции.

«Крыму присуща сезонность: летом спрос на товары огромный, а зимой довольно скромный. Работать ритейлерам летом в Крыму перспективно, а зимой сложно», — пояснил ForPost заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Института экономики и управления КФУ им. В.И. Вернадского Андрей Вершицкий.

Другая причина, на которую обращает внимание экономист, — дефицит на полуострове качественных торговых площадей с большой парковкой: все имеющиеся уже заняты. Этот вопрос, по мнению Андрея Вершицкого, бизнесу надо решать совместно с властями.

«Для федеральных сетей нужны большие площади. Нужна государственная поддержка, когда государство скажет: у нас есть перспективное место для развития, мы подвели туда дороги и коммуникации, так что добро пожаловать, стройте свой магазин», — отметил он.

Цены на продукты в регионе порой выше, чем на материке.

Наконец, ещё один фактор, который сдерживает приход в Крым крупных ритейлеров, — это дорогая логистика и отсутствие крупных логистических центров в регионе, куда можно было бы доставлять продукцию, а затем развозить её по всему полуострову. Ну и не последнюю роль в цепочке факторов, работающих против Крыма в вопросе крупного ритейла, играет уровень доходов крымчан, уверен экономист.

«Крым практически в два раза отстаёт от среднероссийского уровня по доходам населения, об этом говорил и президент. От уровня жизни зависит и средний чек покупок. Поэтому бизнесу выгоднее открывать супермаркет в регионе с более высокими доходами, и, соответственно, продажи там будут выше», — заключил Андрей Вершицкий.

Первая ласточка для полуострова

По информации РБК, торговая сеть «Магнит» впервые решила запустить франшизу: до этого компания открывала только собственные магазины. Планируется, что первые партнёрские магазины откроются уже нынешней осенью и будут идентичны оригинальным по внешнему оформлению, ассортименту и ценовой политике.

Но, как считает Андрей Вершицкий, франшиза — это не гарантия того, что супермаркеты под этим брендом начнут работать и на полуострове. Дело в том, что в договоре могут быть указаны регионы, которым нельзя продавать франшизу. В этот список может попасть и Крым.

Одна из причин, почему крымчане с нетерпением ждут прихода федеральных сетей, как отметил собеседник ForPost, — это надежда на низкие цены на продукты питания. Но, по мнению Андрея Вершицкого, рассчитывать на это не стоит: велика вероятность, что из-за сложной и дорогой логистики товары даже от крупного ритейлера не будут дешёвыми.

Вместе с тем экономист не исключает, что российские торговые сети всё же рано или поздно появятся и в Крыму. Он напомнил, что некоторые ритейлеры во избежание санкций создают дочернюю структуру и немножко меняют название сети.

Козыри на руках у местных

Несмотря на отсутствие крупных федеральных игроков, региональный рынок розничной торговли развивается динамично. Как рассказали ForPost в Минпроме республики, прошлый год стал рекордным в плане появления новых супермаркетов: их открылось 111. В текущем году планируется открытие ещё порядка 43 объектов торговли.

Всего же в регионе работают 14 тысяч стационарных торговых объектов, в том числе 767 магазинов региональных торговых сетей, среди которых: «ПУД» (176 магазинов), «Магазинчик» (70), «Яблоко» (45), «Соседи» (10), «Крымская Корзина» (12), «3М» (7), «Гузель» (34), «Кефир», «Грин-Маркет», «Магистраль» (117 магазинов), «Ценник» (18 магазинов), «Доброцен» (47), «Еда-Вода» (205), «Народный амбар» (19 магазинов), а также центры оптовой торговли «Метро» и «Ашан».

В Крыму число супермаркетов местных сетей с каждым годом растёт.

«Сетевой ритейл занимает в республике около 30-35% рынка, показатель с 2014 года вырос в 3 раза. Основной объём рынка занимают объекты несетевой розницы. В краткосрочной перспективе доля сетевой торговли в Крыму будет увеличиваться, но прежде всего за счёт местного ритейла», — отметили в региональном Минпроме.

Что касается федеральных ритейлеров, то в ведомстве считают, что им гораздо проще наращивать своё присутствие в традиционных для них регионах, в которых доля сетевой торговли остаётся низкой. Такое инвестирование требует меньших затрат и не несёт политических и экономических рисков.

Ранее ForPost рассказывал, почему торговые сети России считают Крым зоной отчуждения. Не решил проблему дорогих продуктов на полуострове и Крымский мост, улучшение ценовой политики обещали после запуска железнодорожного сообщения.

А пока Крым ждёт прихода федеральных сетей, в регионе в отдалённые села продукты начали доставлять автолавки.

Юлия Суконкина 

Фото: Татьяна Воробьёва|ForPost

520
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
5
В среднем: 5 (1 голос)

Обсуждение (7)

Profile picture for user ielel
1723

ПУД лег под Агрокомплекс и с тех самых пор стал самым мерзким магазином, почти всегда сейчас пустым. 5 покупателей там, и не больше... Цены запредельные там, акционные товары кошмарные. Яблоко=Большое яблоко=ФРЭШ - тоже ничего хорошего!!! Раньше пенсионеры могли там хоть слегка подпорченные овощи со скидкой брать... А теперь эта скидка равна 10-20 рублей, а товар подпорчен гораздо более. А еще там бывает, что разные сорта помидор (например) при этой самой уценке по единой цене становятся дороже, чем неуцененные. И никому это не надо!

Profile picture for user zitramon
4717

ПУД в чувство бы привели, (некому), цены конские на всё, кроме скудной продукции "Агрокомплекс"

Profile picture for user ulogin_google_111866359004929335590
1122

Да ладно, при Украине в Севастополе был выгоден Сбербанк, Альфа, ВТБ... Даже т.н. "Банк Москвы" был (хотя он и дочка ВТБ). При Украине был Макдоналдс (а вот наш родненький "Вкусно и точка" как-то не спешит, видать, продавать пирожки да бутерброды при Украине было выгоднее, а сейчас выгоднее их продавать на Сахалине и Колыме, но не в Крыму). При Украине были ТНК и Лукойл, т.е. по всей видимости бензин продавать по 55 в Краснодарском крае выгоднее, чем по 65 в Севастополе, раз там они есть а тут нет? М-Видео, Эльдорадо и прочие - вполне себе работали в украинском городе, и не считали его бесперспективным, а сейчас считают. С чего бы?

___________
А с другой стороны, с этим надо таки разобраться: а может они и правы? Многие ли купят себе бюджетную стиральную машину за 21 тысячу при зарплате в 25, уж молчу про приличную за 40 тысяч? Многие ли могут позволить себе пирожок во "вкусно и точка" за 150-200 рублей, имя зарплату в 29, и вводной, что чтобы наесться, их нужно 4-6 штук? Многие ли откроют депозит на крохотную сумму в 300 тысяч, имея МРОТ? А как насчет депозита на пару миллионов?

Profile picture for user against everibody
3693

Если уж и закупаться,то патриотичнее всего в "Настеньке",в родной и почти всеми любимой. Сейчас не цена главное,а быть патриотом.И голосовать правильно. Вот выберем через неделю новый состав СевДумы,и прямо на следующий день жизнь внезапно изменится,только к лучшему.Похорошеет город новыми микрорайонами,гостиницами,маринами и дворцами ледовыми.Опера и балет войдут в каждый дом...(к некоторым с трудом). Достроятся по мановению волшебников новых все недострои старые,исчезнут с глаз унитазы заДИОЛОженные,севасы  и шалманы нагловтуленные. И будет люд жить и радоваться,что наступила благодать наконец-то на земле городской,многострадальной.

Profile picture for user Vladdimir
723

Для федеральных сетей нужны большие площади. Нужна государственная поддержка. 

Им еще и господдержка нужна! Бедные, бедные. Давайте скинемся всем Крымом и пригласим их. 

Profile picture for user AlexNSN
1922

Пора всех, кто не зашел в Крым за 10 лет, национализировать...

Profile picture for user Multik1985
924

Несколько соображений по мотивам материала.

«Крыму присуща сезонность: летом спрос на товары огромный, а зимой довольно скромный. Работать ритейлерам летом в Крыму перспективно, а зимой сложно».

А чем крымская "сезонность" отличается, например, от Геленджика? Там с осени по весну - почти всё "вымирает", но "Магнит", "Пятёрочка" и "Перекрёсток" есть.

«Другая причина, на которую обращает внимание экономист, — дефицит на полуострове качественных торговых площадей с большой парковкой: все имеющиеся уже заняты. Этот вопрос, по мнению Андрея Вершицкого, бизнесу надо решать совместно с властями.

«Для федеральных сетей нужны большие площади. Нужна государственная поддержка, когда государство скажет: у нас есть перспективное место для развития, мы подвели туда дороги и коммуникации, так что добро пожаловать, стройте свой магазин».

Посмотрите, пожалуйста, на магазины в том же Краснодаре - очень много сетевых в формате "возле дома": размещены в уже кем-то построенных и пристроенных зданиях. И реальность показывает, и эксперты говорят, что время огромных и больших магазинов проходит - и ритейлеры ориентируются на создание магазинов небольшого формата. Торговые сети умеют считают деньги и понимают, что только строительство супермаркета им влетит в такую "копеечку", за которую можно создать, условно говоря, магазинов "возле дома".

«Наконец, ещё один фактор, который сдерживает приход в Крым крупных ритейлеров, — это дорогая логистика и отсутствие крупных логистических центров в регионе, куда можно было бы доставлять продукцию, а затем развозить её по всему полуострову».

Ну, а кто доктор региональным властям, если они не могут договориться с бизнесом о создании огромных продуктовых хабов?

«Ну и не последнюю роль в цепочке факторов, работающих против Крыма в вопросе крупного ритейла, играет уровень доходов крымчан, уверен экономист.

«Крым практически в два раза отстаёт от среднероссийского уровня по доходам населения, об этом говорил и президент. От уровня жизни зависит и средний чек покупок. Поэтому бизнесу выгоднее открывать супермаркет в регионе с более высокими доходами, и, соответственно, продажи там будут выше».

Посмотрите, пожалуйста, на Ингушетию или в Кабардино-Балкарию - вряд ли там доходы выше, чем на Крымском полуострове, а то и ниже. Но "Магнит" и "Пятёрочка" есть точно.

Главное за день

ЦКБ «Черноморец» может стать для Севастополя точкой невозврата. Интервью с Вячеславом Гореловым

Стройка создаст прецедент для центра города, и вскоре мы не узнаем Севастополь.
20:00
11
475

У Севастополя есть повод через суд не допустить нового отеля над «Черноморцем»

Правда, подать иск должны те же, кто и лоббировал стройку.
15:04
36
1154

Севастопольцы столкнулись с причудами местной газификации

Её выборочность туманна, перспективы оставшихся без газа — тоже.
19:02
10
3400

«Ошибка» в решении по отелю у ЦКБ «Черноморец» ушла в Москву

Несоответствие информации реальности подтвердила прокуратура.
14:12
39
3460

Вячеслав Горелов выяснил неожиданные детали продажи балаклавской «Родины»

Новые сведения о продаже кинотеатра рождают и новые вопросы – в том числе у прокуратуры.
20:00
33
5356