чт, 05/10/2017 - 21:30

Каждому севастопольцу – по референдуму

Как и по каким поводам должны проходить референдумы в городе Севастополе и кто вправе принимать решение об их проведении – на все эти вопросы призван ответить закон о референдуме. Он принят заксобранием в первом чтении, но нуждается в доработке.

В заксобрании прошел «круглый стол», на котором законопроект предполагалось всестороннее обсудить. Его и обсудили, но в узком кругу: общественники, от которых ждали предложений и замечаний, интереса к мероприятию не проявили. Исключением стали лишь член Общественной палаты Севастополя Григорий Донец и представитель общественной организации «Защита семьи» Кирилл Сизиков.  

«Я удивлен, что общественные организации уделяют такому важному вопросу так мало внимания», - осудил Сизиков коллег по общественной деятельности. – «Я считаю, что это важнейший документ, который может изменить судьбу граждан в лучшую сторону».

Исключительно динамично

Зато те, кто пришел, отнеслись к обсуждению со всей серьезностью. Пожалуй, серьезности было даже в избытке: спор депутатов с представителем губернатора в заксобрании Михаилом Вавиловым и главой избиркома Александром Петуховым по одному только вопросу продолжался без малого час. Спорили о том, нужно ли переносить в закон Севастополя целые статьи из закона федерального, если они идентичны, или достаточно дать ссылку?



Виктор Посметный

Депутаты доказывали, что смысла заниматься копированием нет, тем более что при обсуждении законопроектов прокуратура и управление юстиции часто упрекают законодателей именно за это. Прописывать в субъектовом законе нужно то, что применимо лишь к Севастополю. Но главное – что федеральное законодательство, как выразился председатель комитета по законодательству и государственному строительству Виктор Посметный, вещь «исключительно динамичная». А вице-спикер Заксобрания Александр Кулагин даже посчитал, что за один год изменения вносились в закон 67-ФЗ шесть раз.

Так стоит ли каждый раз переписывать вслед за ним и закон Севастополя?

«Мы просто не будем успевать его переделывать», - заметил Кулагин.

Депутаты выступали единым фронтом, но и оппоненты дружно стояли на своем: закон должен быть удобен для применения, а постоянные отсылки к другому документу удобством не назовешь. Точно такой же спор, напомнил Вавилов, велся и вокруг закона о выборах губернатора. И в конце концов поправки все-таки были внесены, так стоит ли упорствовать? 

Кроме этого, к законопроекту много замечаний и у Центральной избирательной комиссии, и у губернатора.  

Вот в чём вопрос?



Понимаем: все это читателю не слишком интересно. И не только ему: пока длилась эта дискуссия, из зала постепенно выскользнуло и не вернулось несколько депутатов, журналистов и даже один из двух присутствующих общественников. Поймать Кирилла Сизикова журналистам удалось уже в коридоре.

Кирилл Сизиков читает Маяковского. Фото с сайта kat-sev.livejournal.com

Самый главный вопрос, которой интересовал всех, - какой вопрос хотела бы вынесли на референдум организация под названием «Защита семьи»? Особую пикантность этот вопрос приобрел после того, как Сизиков в зале высказал опасение по поводу участия в референдумах военнослужащих срочной службы. Вдруг, заметил он, среди них будет много представителей других национальностей, моральные устои которых отличаются от устоев севастопольцев? Глава избиркома даже сделал общественнику выговор за этот некорректный вопрос.

Одним словом, от Сизикова ждали чего-нибудь неожиданного и с морально-этическим уклоном.

«Да вот хотя бы вопрос о внедрении инновационных площадок», - огорошил общественник. – «Такая площадка, например, позволяет заниматься в школах по новым учебным пособиям».

«Ну хорошо, а как должен звучать вопрос?» - поинтересовался корреспондент ForPost. – «Нужны инновационные площадки или не нужны?»

«Ну да. Мне сложно сформулировать – юридически я не слишком подкован», - признался Сизиков.



Григорий Донец на митинге 23 февраля 2014 года

Есть такая опасность

В зале тем временем перешли от формальных вопросов к сущностным. Например, имеет ли Заксобрание право решать, нужен ли городу референдум по тому или иному вопросу. Григорий Донец твердо уверен, что дело Заксобрания – не ограничивать гражданскую инициативу, а только назначить дату народного волеизъявления.

Жаль, что журналистам на таких мероприятиях слова не предоставляют: хотелось предупредить, что при сегодняшней гражданской активности севастопольцы имеют все шансы ходить на референдумы каждую неделю. И что вопрос № 1 -  об инновационных площадках – уже готов к вынесению на суд горожан. Между тем каждый референдум, по оценкам специалистов, обойдется в 33,3 млн. рублей. Где деньги брать будем?

Впрочем, позже оказалось, что все не так страшно. Заслон незначительным или незаконным поводам, подчеркивает Григорий Григорьевич, должен поставить сам текст законопроекта. В качестве примера крайне важного для всего города вопроса Донец  привел судьбу особо охраняемых природных территорий. А именно – вопрос о том, можно ли передавать их в частные руки.

Кирилл Сизиков смотрит на перспективу проводить референдумы каждый месяц более легким взглядом.

«Мы живем в демократическом обществе, где человек вправе определять свою судьбу. И даже если будет 10 референдумов в год, человек, считающий себя частью будущего, должен быть к этому готов», - ответил он на вопрос корреспондента ForPost.

«А почему вы уверены, что их будет 10, а не 100? Это ж сколько важных вопросов найдется!»

«Есть такая опасность», - признал общественник. – «Но для этого и пишется документ. Там написано, что референдум может проводиться только одновременно с каким-то другим голосованием – просто так его назначить не могут».

«Тогда получается совсем непонятно. Другое голосование - например, выборы губернатора или депутатов - проводится раз в год, а то и реже. Как мы будем из ста инициатив выбирать самую важную?»

Без фантазии

Ответа на этот вопрос у собеседника не нашлось. Успокоил корреспондента ForPost, мысленно умножающего 33,3 млн. на сто референдумов в год, Александр Кулагин. Сообщаю: федеральный закон, за пределы которого севастопольские законодатели выйти не могут, особого простора для фантазии не дает. Поэтому референдумы в Севастополе вполне могут случиться, но нечасто и по очень весомым поводам. Тем не менее закон необходим – без него даже одного референдума не проведешь. И принять его, заметил глава избиркома Александр Петухов, нужно как можно скорее. Предложения по тексту принимаются до 19 октября, после чего законопроект будет доработан и вынесен на рассмотрение во втором чтении.

Ольга Смирнова

фото пресс-службы ЗС, ForPost,kat-sev.livejournal.com

Теги:
Читайте также: