В мире

Калининградский транзит: от чего зависит развитие ситуации

Павел Кухмиров о попытке блокировки российского эксклава.

Калининградский транзит: от чего зависит развитие ситуации
Фото:
pxhere.com.

Новый пакет санкций ЕС против РФ, над которым в Брюсселе идёт работа, будет включать корректировку правил транзита российских товаров через Литву в Калининград, сообщило агентство Bloomberg. Кроме того, в июле должен вступить в силу запрет ЕС на ряд российских товаров. Еврокомиссия стремилась согласовать новые правила с Вильнюсом на фоне опасений, что его противостояние с Москвой может обостриться.

Надо принять тот факт, что малейшая уязвимость, которую обнаружит Запад, станет сейчас для него мишенью, по которой он будет бить настолько сильно, насколько сможет себе это позволить. Очевидно, что такой уязвимостью он сейчас считает наш эксклав. Что ж за ситуация там складывается? Давайте об этом поговорим.

Давно считается уязвимым то, что имеет место транспортный транзит через Литву. Нынешнее поведение Вильнюса не является чем-то неожиданным — о возможности перекрытия данного транзита знали давно. Оно прогнозировалось аналитиками и вот, наконец, началось.

Естественно, перекрытие транзита не является инициативой Литвы — за этим стоит ЕС, и в первую очередь Польша, как сторонник более активного давления на Россию. Также понятно, что ситуация с Калининградом используется как некая психологическая провокация, предназначенная для оценки реакции России и Белоруссии на подобное и для уточнения возможных вариантов дальнейших действий. При этом в Евросоюзе и НАТО убеждены, что реакция РФ не пойдёт дальше риторики. Меж тем РФ уже в течение нескольких месяцев занимается морским паромным транзитом, и Калининград в любом случае не будет отрезан.

Имеет смысл заметить, что у РФ сейчас крайне ограничен манёвр. Она может предложить только экономический набор ответных мер: например, полный запрет литовского транзита через Россию. Кроме того, Москва может пойти на новый виток миграционного кризиса на границе. Оба эти фактора значимы и для Литвы: транзит и транспортная логистика являются основной отраслью её экономики. Вильнюс активно лоббирует в ЕС компенсацию за выпадающие доходы. Собственно, сам запрет калининградского транзита связан с ожиданиями значительной помощи Брюсселя. Но во Франции и Германии полагают, что бюджетные траты ЕС на помощь Прибалтике и так уже избыточные.

Более того, в самом ЕС инициатива ограничения калининградского транзита воспринимается неоднозначно. Там это серьёзная тема обсуждений. В самой Литве полагают, что осенью ситуация может измениться. Чисто формально поменяются таможенные правила и кодировки товаров, в результате чего те снова пойдут в Калининград. То есть Литва пытается «везде поспеть» и подстраховаться. Кроме того, не стоит забывать, что Россия может инициировать судебные иски.

Да и сам «калининградский фактор» может быть использован Москвой для ужесточения риторики и мобилизации сторонников как внутри, так и вне. Чего Европе также не хотелось бы. В том числе и самой Литве.

Что до военного сценария в отношении Литвы, то давайте будем честны:  он невозможен. Ясно же, что это будет прямой конфликт с НАТО, который будет отыгран Западом максимально. Для России цена «военного сценария» избыточна: морской транзит и договорённости по «списку перевозок» обойдутся дешевле, пусть и со значительными издержками.

Но, в любом случае, развитие ситуации в Калининграде напрямую зависит от развития ситуации на фронте. Договариваться с Россией захотят только в том случае, если она покажет силу. Будем надеяться, в самой России это хорошо понимают.

 Читайте по теме: Разворот России на Восток: вопрос логистики

Павел Кухмиров

461
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Главное за день

Восстанавливать севастопольские памятники станет проще?

Некоторые виды работ можно проводить и без госэкспертизы, считает Екатерина Алтабаева.
19:00
3
658

Казаки-разбойники: как украинцы помогали России освободить Крым от Турции

С 1654 года запорожские казаки официально воевали на стороне Российского государства.
18:16
3
766

Почему командира подводной лодки из Севастополя зачислили в состав ВМС Великобритании

Удивительная история «Алросы» — главной подводной лодки ЧФ в 90-х и 2000-х годах.
20:01
3
32415

Самый известный паровоз Севастополя умирает среди ведомств и полномочий

Несмотря на многолетние усилия, его реставрацию начать пока не удалось.
12:00
20
2358

Как севастопольцам не нарваться на большой штраф за недопуск газовщиков

С сегодняшнего дня начинают действовать новые правила техобслуживания.

20:00
88
9542

За незаконный коттедж на «даче командующего» потребовали четверть миллиарда

Часть «дачи командующего» при Украине увели из госсобственности.
19:00
18
12445