Правоохранители больше месяца выясняют обстоятельства гибели бойца батальона «Ахмат», 48-летнего Ахмеда Джабраилова, в отделе полиции. Мужчина, который на себе с поля боя выносил раненых, умер на «гражданке», только вернувшись с СВО.
На кадрах с камеры видеонаблюдения, которые опубликовал телеграм-канал Baza, видно, что происходило перед смертью Джабраилова.
Люди в полицейской форме наносили ему удары, когда мужчина лежал на полу. Они использовали предмет, похожий на электрошокер. Джабраилов не сопротивлялся. Врачей вызвали только тогда, когда он перестал подавать признаки жизни.
«По неустановленным на данный момент причинам, доставленный 48-летний житель Махачкалы скончался до приезда медиков. Что стало причиной такого состояния мужчины, равно как и причину его смерти, установит соответствующая экспертиза. По данному факту СУ СК России по РД организована доследственная проверка, устанавливаются все обстоятельства произошедшего, а также причина смерти доставленного», – сказано в сообщении пресс-службы МВД Дагестана от 28 июля.
О том, какие проблемы вскрыла «загадочная» гибель участника СВО в отделе полиции, — в материале ForPost.
Особо опасен
Ахмед Джабраилов в конце июня вернулся со СВО. Он потерял друзей на передовой, перенёс контузию.
Во время боя он вынес раненых на себе, затем вернулся в окоп и три дня не мог оттуда выйти. Всё это время он был один, ничего не ел. По словам сестры, Ахмед очень боялся попасть в плен и был готов умереть, но не сдаться, сообщил телеграм-канал Baza.
О том, что Ахмед служил в батальоне «Ахмат», известно только со слов сесрты. Официального подтверждения этой информации нет.
Из зоны боёв мужчина вернулся в подавленном состоянии. Со слов родственников, Джабраилов страдал посттравматическим синдромом (ПТСР).
У людей, страдающих ПТСР, возникают:
- трудности с концентрацией внимания;
- проблемы со сном – их мучают кошмары;
- вспышки словесной или физической агрессии по отношению к людям или вещам;
- желание заниматься опасными или саморазрушительными вещами.
По словам родственников, состояние Джабраилова резко ухудшилось 9 июля. Мужчина вышел на улицу, стал отдавать приказы, разговаривать сам с собой и твердить, что не сдастся в плен.
Случайные прохожие испугались, вызвали полицейских, а также сообщили родственникам о его неадекватном поведении.
Телеграм-канал Baza по кадрам с камеры видеонаблюдения восстановил хронику задержания «особо опасного прохожего». Она выглядит так:
18:11. Джабраилова заводят в отдел полиции. Ему плохо. Он глотает ртом воздух, а затем падает на пол. На него наваливаются четверо мужчин в форме. Двое стоят на спине задержанного, ещё двое наносят удары, пытаются по нему прыгать, применяют предмет, похожий на электрошокер.
18:16. Джабраилов перестает подавать признаки жизни. Один из присутствующи пытается прощупать у него пульс.
18:21 В отделе полиции появляются врачи. Они констатируют смерть Джабраилова.
«В рапорте полицейских указано, что скорую помощь Ахмеду вызвали в 18:07, судя по ролику, медики зашли в кабинет в 18:21», — сказано в сообщении Baza.
Версия родственников и общественников
Мать участника СВО Хадижат Гасанова обвинила в гибели сына сотрудников Советского РОВД, расположенного в Махачкале.
«9 июля в Советском РОВД был задушен участник СВО, штурмовик чеченского спецназа "Ахмат" Ахмед Джабраилов. (Полицейские) сказали, что у моего сына остановилось сердце, что он умер своей смертью, а полицейские тут ни при чем», — заявила в своем видеообращении Гасанова, которое 19 августа было опубликовал телеграм-канале Baza.
Женщина рассказала, что была шокирована, когда увидела кадры с камер видеонаблюдения из Советского РОВД. Видеозапись в своем телеграм-канале 27 июля опубликовал представитель Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Шамиль Хадулаев.
«Я считаю, что этого парня — СВОшника Ахмеда Джабраилова 1976 года рождения — вольно или невольно, но убили в Советском РОВД 09.07.2024. Вроде вначале всё спокойно. Но потом… Ему плохо, он на животе лежит, руки за спиной. Каким надо быть недоумком, чтобы коленями давить на него, да ещё будучи таким здоровым сотрудником? Он дрыгает ногами, ему плохо, а другой сотрудник его электрошокером "успокаивает" … А врачи, полчаса перчатки надевают вместо срочной помощи. Плевали они на парня… Ужас…», — написал Хадулаев.
Гасанова тоже уверена, что сотрудники Советского РОВД «цинично убили» её сына.
«Нелюдей даже не остановило, что он СВОшник, вернувшейся неделю назад со специальной военной операции, где защищал интересы нашей страны, рисковал своей жизнью. Идёт второй месяц после убийства моего сына, но преступники не арестованы. Странно, что в других случаях без видеофиксации арестовывают. В нашем деле есть видеофиксация, но никого не арестовали», — негодует мать.
После того, как историю придали огласке, лёд тронулся.
«Вчера ночью (19 августа) был задержан один сотрудник полиции, причастный к избиению и смерти Ахмеда Джабраилова 9 июля 2024 года в здании отдела полиции по Советскому району города Махачкалы», — написал 20 августа в телеграм-канале Хадулаев.
На момент подготовки материала официальной информации о задержании полицейского не поступало.
Версия следствия
Сотрудники пресс-службы МВД по Дагестану в сообщении от 10 июля изложили свою версию событий: 9 июля в 16:20 поступило сообщение об опасном прохожем, который «с ножом в руках бегает по крыше дома по проспекту Р. Гамзатова».
«На место выехали наряды полиции. Сотрудники обезвредили 48-летнего жителя Махачкалы, но успокоить и привести его в адекватное состояние не удавалось. Не помогло и присутствие родителей. На несколько минут он узнал свою мать, но потом вновь вернулся в прежнее состояние. На место была вызвана скорая помощь, но мужчина продолжал вести себя агрессивно, из-за чего его задержали и доставили в отдел полиции», — сказано в сообщении.
Пресс-служба обозначила, что «на тот момент не была ясна причина смерти».
Позже ясность внесла руководитель пресс-службы МВД по Дагестану Гаяна Гариева.
«Что произошло и почему — в этом разберутся в Следственном комитете республики. На основании в том числе и проведенных экспертиз. (...) На вопросы как, кем, почему и с какой целью были слиты видеозаписи с камер наблюдения, приобщенные к материалам проверки, у меня ответов нет», — приводит интернет-издание Лента.ру слова Гариевой.
Руководитель общественного движения «За безопасность» Дмитрий Курдесов считает, что по факту гибели участника СВО в отделе полиции «должна быть проведена тщательная проверка».
«При задержании полицейские должны смотреть на состояние здоровья. Если по внешним признакам видно, что человек себя плохо чувствует, по всем имеющимся инструкциям нужно вызывать скорую помощь. Врач на месте должен определить, действительно ли человеку плохо или он симулирует. Человеческое отношение друг к другу должно быть в любых условиях», — сказал ForPost Курдесов.
Также он посоветовал проверить действия сотрудников полиции на правомерность применения спецсредств.
Что гласит закон?
Напомним, четыре года назад Верховный суд РФ запретил полицейским применять электрошокеры тогда, когда им вздумается.
«Доставка правонарушителя в отделение полиции является исключительной мерой, а буйное поведение задержанного не даёт сотрудникам силовых структур права применять к нему спецсредства», — сказано в решении суда, на которое ссылается российское агентство правовой и судебной информации РАПСИ.
У МВД — своя правда:
«Полицейские вправе применять электрошокеры при задержаниях, так как они относятся к категории спецсредств, которые входят в снаряжение сотрудников органов внутренних дел».
Что касается права на применение силы, оно прописано в законе «О полиции». В частности, в статье 18 сказано:
«Физическую силу сотрудник полиции вправе применять только тогда, когда несиловые способы не обеспечивают выполнения должностных обязанностей, а именно если необходимо преодолеть противодействие законным требованиям полицейского, пресечь правонарушение или преступление, либо же доставить правонарушителя в служебное помещение».
В законе ничего не говорится о том, что сотрудники полиции имеют право применять физическую силу в отделе полиции, прыгать на задержанных, избивать их.
«Поэтому нужна тщательная проверка, чтобы установить степень вины каждого сотрудника полиции, участвовавшего в задержании Джабраилова», — считает Курдесов.
По его мнению, такие происшествия «должны стать предметом для обсуждения на лекциях в вузах и колледжах, где готовят полицейских».
Наш собеседник уверен: юристы и врачи должны акцентировать внимание на различных деталях, чтобы будущие стражи правопорядка действовали в рамках закона и не совершали ошибок, некоторые из которых «написаны кровью».
Реабилитация героев
Ещё одна проблема, на которую обратил внимание Курдесов, — реабилитация участников СВО. По данным заместителя министра обороны Елены Цивилевой, 20% вернувшихся с СВО «требуется помощь медицинских психологов и психиатров – иногда даже медикаментозное лечение».
Остальные 80% защитников, по её словам, «работают с социальными психологами».
«В этом нам помогают различные структуры: педагоги-психологи, МЧС-психологи, специалисты по этому направлению из МГУ. Прежде всего речь идёт о помощи с выстраиванием межличностных и семейных отношений. Все это требует длительных консультаций, а также программ реабилитации через спорт и культуру. Одним словом, социализацию. Важно, чтобы человек видел перспективу в жизни, даже если он имеет ранения или инвалидность. Наши ветераны – это молодые ребята, у них есть семьи, маленькие дети, им нужно работать и быть востребованными социумом», — приводят «Ведомости» слова замминистра обороны.
Врач эндокринолог-андролог, психиатр Александр Фомин, который занимается реабилитацией людей, рассказал, во сколько бюджету обойдется социализация одного участника СВО.
«Реабилитация одного человека стоит 20–30 тысяч рублей. Это максимум. Сумма может быть вполовину меньше. К ней стоит добавить стоимость медикаментозной программы, которая должна длиться от трёх месяцев до полугода. Это примерно 10 тысяч на одного реабилитируемого — небольшие деньги», — сказал ранее ForPost Фомин.
Он напомнил, что реабилитация участников СВО — «не санаторно-курортный отдых, где мужчинам делают массаж и другие приятности».
«Поэтому к обсуждению программы должны подключиться опытные врачи, которые, в частности, работают с эндокринными нарушениями», — уточнил доктор.
Курдесов, в свою очередь, попросил родственников бойцов активно включаться в эту работу.
«Государство должно знать о людях, которые нуждаются в реабилитации. Родственники обязаны донести эту информацию до специалистов, уговорить бойцов стать участниками программ по оказанию психологической помощи. Эта дорога с двухсторонним движением: государство протягивает руку помощи, а родственники проявляют активность. Только совместными усилиями удастся помочь военным с ПТСР», — резюмировал Курдесов.
Роберт Вочовский
Обсуждение (3)
Ублюдки.
Сколько внимания к трагедии, а если просто гражданин без долга на СВО, но что то пошло не так тогда что?
Не знаю что этот Ахмед творил на улице, но в участке его конкретно убивали.