сб, 04/05/2024 - 18:01

Как жительница Севастополя меняет городскую среду с помощью кусочков кафеля

Мозаичное искусство в городе живо.

Море, причудливые растения и животные на стенах дома и подъезда – такой красочной и яркой стала реальность для жильцов обычной севастопольской многоэтажки на улице Героев Сталинграда.

Эти мозаичные панно – кропотливый труд одного человека, который захотел привнести в жизнь окружающих красоту. Фотографиями произведений с ForPost поделилась жительница дома. А вот сама создательница мозаики, к сожалению, от общения с журналистами отказалась.

Затейливые рисунки созданы местной жительницей из кусочков кафеля и битой посуды, с помощью клея и красок.


«Мозаичная галерея – явление позитивное, атмосферное, создающее настроение жильцам и гостям. Прекрасный образец комфортного совместного проживания», – говорит соседка художницы.

Древнейшее искусство

Мозаичным искусством на территории современного Севастополя занимались ещё IV-II веках до нашей эры. Именно так датируют специалисты самую древнюю мозаику, которая хранится в античном зале музея-заповедника «Херсонес Таврический».

Мозаику древние греки ценили за её красоту и долговечность, и выходцы из Гераклеи Понтийской – древние херсонеситы – не были исключением. Современные мастера складывают свои картины из разных материалов – стекла, керамики, мрамора и других. В античные времена мозаичные рисунки выкладывали в основном из морской кальки, а её у жителей Херсонеса было вдоволь.

На этом панно изображены купающиеся женщины, которые, по мнению исследователей, могут быть двумя ипостасями древнегреческой богини любви и красоты Афродиты.


Галечная мозаика в музее «Херсонес Таврический»

Мозаика использовалась многие века, в херсонесских христианских базиликах, например, были мозаичные полы, но настоящий расцвет этого декоративно-прикладного искусства произошёл в XIX веке. Иногда мозаикой, которую также называли «вечным искусством», даже заменяли роспись, особенно в городах с влажным климатом, таких, как Петербург и Севастополь.

Так, выполненные группой художников под руководством Фёдора Бруни росписи и фрески, которыми впечатляло внутреннее убранство Свято-Никольской церкви на Северной стороне Севастополя, довольно быстро пришли в негодность из-за влажного и солёного воздуха. На смену им пришла мозаика. Эскизы к ней делал не менее выдающийся художник Михаил Протопопов (1860–1927), а заказывали её в Венеции – в мастерской знаменитого итальянского мастера Антонио Сальвиати.

Увы, этой прекрасной мозаике не суждено было радовать глаз посетителей храма долгие годы. О том, что ожидало её в советское время, могут помнить севастопольцы, чьё детство прошло в микрорайоне Бартеньевка.

Будучи ребёнком, там жила и заместитель директора Севастопольского художественного музея им. М.П. Крошицкого по научно-исследовательской и фондовой работе, заслуженный работник культуры России Людмила Константиновна Смирнова. В беседе с корреспондентом ForPost искусствовед рассказала, что кусочки венецианской мозаики буквально валялись на земле, и у каждого ребёнка, проживавшего в этом районе, был мешочек с заветными цветными «стёклышками». Особенно же ценились у детей фрагменты золотистого цвета. В те времена, по словам Людмилы Смирновой, отчаянные ребята лазали в храм специально, чтобы сбить яркие кусочки смальты.

Мозаику в Свято-Никольском храме всё же восстановили, а точнее – воссоздали, но лишь в 90-е годы прошлого века. Занимался этим известный живописец и график Геннадий Брусенцов (1927–2006), который в последние годы своей жизни создал много иконописных работ, в том числе в мозаичной технике.

«Геннадий Яковлевич, помню, говорил мне, что всё это было очень дорого, и один его знакомый из Петербурга тогда помог достать очень качественную смальту по невысокой цене», – вспоминает заведующая архивом севастопольского заксобрания Наталия Терещук.

Трудами Геннадия Брусенцова также оформлялись алтарная часть и фасад храма-часовни Святого Георгия на Сапун-горе.


Геннадий Брусенцов в мастерской у эскиза мозаичного панно «Явление архангела жёнам-мироносицам», 1996

Советский стрит-арт в городе-герое

Пусть и не сразу, но пришли к мозаике и в Советском Союзе. Этот вид декорирования в 60-80-е годы XX века использовался так широко, что мозаика стала визитной карточкой советского монументального искусства.

В Севастополе и других городах Крымского полуострова мозаичными панно украшали остановки общественного транспорта, стены домов, больниц, школ и других учреждений. Полотна, ставшие ярким проявлением отечественного модернизма, впечатляли и исполнением, и разнообразием сюжетов.

Трудились над ними профессиональные художники. Так, сохранившееся чудесное панно «Лиса и виноград» подарил жителям города художник Игорь Белицкий.


Мозаика на остановочном павильоне, 7-й км Балаклавского шоссе, 80-е.

Мозаику в остановочном павильоне автобусной остановки у села Резервное создал художник-монументалист Игорь Новаковский (р. 1958).

Олени, 1980-е. Смальта, керамика

В соседнем селе Гончарном глаз местных жителей радует мозаика, сюжет которой никогда не устареет и не утратит своей значимости, – «Античный Херсонес». Автор рисунка – художник Юрий Чурсин (1941-2019).


Мозаика в павильоне автобусной остановки у села Гончарное, 1986. Смальта, морская галька, керамика

Местами облупившаяся, она и сейчас выглядит красивее некоторых современных креативных «украшений».


Мозаика «Античный Херсонес», 2024

Ещё одно произведение монументально-декоративного искусства жителям села Хмельницкого подарил художник Юрий Севрюженко (1947-2004). Полотно, которое называлось «Полёт», к сожалению, утрачено.


Полёт. Мозаика в павильоне автобусной остановки у села Хмельницкое, 1980-е. Смальта, керамика

Как уже говорилось ранее, такую красоту в советское время выкладывали не только на остановочных павильонах, но и на зданиях. Правда, и здесь не все мозаики сохранились до наших дней.

Над интерьером Морского вокзала трудился целый коллектив талантливых севастопольских художников: Игорь Белицкий, Владимир Озерников, Геннадий Арефьев и Наталья Василенко. Из морской гальки и керамической плитки они создали прекрасную мозаику «Город у моря». Увы, оценить эту красоту мы можем только на фотографиях.

Этот фрагмент мозаики называется «Ожидание», создавала панно художница Наталья Василенко (1933-1994).


Ожидание. Фрагмент мозаики «Город у моря» в интерьере Морского вокзала

Из морской гальки создана и настенная мозаика, украшающая интерьер здания гостиницы «Алые паруса», ставшей впоследствии «Украиной». К счастью, выложенное в 1968 году полотно прекрасно сохранилось, и его можно увидеть в холле арт-отеля, правда, на его фоне сейчас выставляют картины.

Над полотном размером 3 на , изображающим море, солнце и летящую навстречу алым парусам Ассоль, трудились три художника: Зиновий Филлипов (1923-2012), Михаил Бочкарёв (1922–?), бывший также автором мозаики «Пионерия» для севастопольского Дворца пионеров, и Владимир Озерников.


Мозаика в холле арт-отеля «Украина»

Как ранее рассказывал ForPost Леонтий Владимирович Озерников, сын художника, гальку для мозаики в течение нескольких месяцев собирала молодёжь, отправляясь за ней на пляжи Балаклавы, Евпатории, Коктебеля и в другие приморские города.

Увы, уникальные артефакты советской эпохи потомки не берегут: сохранением советской мозаики целенаправленно в Севастополе и в Крыму никто не занимается, и панно разрушаются, становясь жертвой времени и вандалов.

Печальная судьба этих монументальных произведений скорее правило, чем исключение. Некоторые мозаики принесены в жертву благоустройству, как это было, например, с остановками в крымской Новопавловке, гигантскими мозаичными панно на здании евпаторийской грязелечебницы «Мойнаки» и мозаичным полотном на фасаде бывшего пансионата в той же Евпатории, который, несмотря на усилия общественников, не удалось сохранить при сносе здания.

Как ранее сообщал ForPost, для привлечения внимания к проблеме уничтожения мозаики на полуострове художник из Крыма Игорь Гладких взялся за создание каталога крымской мозаики, а общественники просили местные власти наложить мораторий на снос уникальных мозаичных остановок и предусмотреть средства на их сохранение. Пока это ни к чему не привело: в конце апреля сровняли с землёй ещё одну остановку с мозаикой – у крымского села Родниковое.

И хотя сейчас в городских пейзажах доминируют граффити и муралы, всё же севастопольцы и крымчане ещё могут любоваться шедеврами мозаики 60-80-х годов. Наследие советского модернизма пока ещё можно встретить даже в центральной части города.

Так, удивительный мозаичный декор украшает фасад здания научно-производственного предприятия «Югрыбтехцентр» (до 1989 года – ЦПКТБ «Азчеррыба») на улице Кулакова в Севастополе. Все полотна посвящены морской тематике.

Мозаику мы видим в детских парках, например, в Лукоморье, Комсомольском парке имени Марии Байды, где установлена декорированная мозаикой скульптура известного севастопольского мастера Вячеслава Яковлева.


Декоративная скульптура «Спрут» Вячеслава Яковлева

Мозаика и современность

Помимо скульптора-монументалиста Вячеслава Яковлева, мозаичную технику в своём творчестве использовали и другие севастопольские мастера. Рассказать о городских мозаичистах ForPost попросил директора Севастопольской детской художественной школы Александра Бурцева.

Первое имя, которое было произнесено в этой связи, – Евгений Рожков.

Это имя известно многим севастопольцам. Евгений Рожков занимается живописью, графикой, а также является автором мозаичных полотен, украшающих православные храмы в Севастополе и Крыму. Как рассказал ForPost Александр Бурцев, этот мастер – из первого выпуска Севастопольской детской художественной школы.

Мозаикой Евгений Рожков занимается уже не одно десятилетие.

«Возле Дворца пионеров был бассейн, и там стояла скульптура, выполненная художником Владимиром Бондаренко. Я участвовал в покрытии её мозаикой, это была моя первая такая работа. Её давно уже выбросили, шалманов там понастроили в 90-е годы», – рассказал ForPost художник.

В настоящее время он больше занимается мозаичным оформлением храмов. Правда, в Севастополе его работу можно увидеть лишь в одном месте: в храме святителя Феодосия Черниговского на улице Портовой.


Художник Евгений Рожков за работой

В 2012 году благодаря трудам художницы Эллы Карнаушенко (р. 1964) мозаика появилась у входа в собор Св. Петра и Павла, а в настоящее время мозаикой украшают внутреннее убранство реставрируемого Свято-Владимирского кафедрального собора в Херсонесе. Добор мозаики поручили крымскому художнику-мозаичисту Игорю Гладких.

«Монтажники клеят мозаику, набранную в студии в Москве, а мы добираем разницу между фрагментами, чтобы это было единым полотном. Эта мозаика, по сути, заменяет роспись, которая там была. На боковых притворах, например, с одной стороны «Преображение», а с другой – «Крещение», то есть те же сюжеты. Может быть, только немного изменятся цвета и орнаменты», – рассказал ForPost мозаичист.

Разрешения на публикацию фотографий мозаики в херсонесском храме пока нет. Зато Игорь Гладких поделился фотографиями и историей создания новой мозаики на улице Айвазовского. Художник одержал победу в конкурсе «Культурный код Севастополя», благодаря чему в городе-герое в прошлом году появились две мозаики его авторства. Проект мозаичист назвал «Волна времён».

«Концепция состояла в том, чтобы посредством мозаики связать античную цивилизацию Херсонеса и современную жизнь, оживить музейные классические сюжеты и дать понять зрителю: несмотря на то, что прошли тысячелетия, человек, в сущности, мало изменился. Это переосмысление классических сюжетов в актуальном культурном пространстве современного города и создание диалога между мозаиками», – поясняет автор.

На одном полотне мы видим девушку в античном облачении у капители классической ионической колонны, но с современными аксессуарами: мобильным телефоном, наушниками, чашкой кофе и яркой сумочкой. Она приглашает своего визави отведать кофе. Парень с соседней мозаики, так же в одежде античном эпохи, соглашается и просит перезвонить. На заднем плане второго полотна – знакомые символы города.


Мозаика Игоря Гладких в Севастополе (Айвазовского, 5)

По мнению Игоря Гладких, таким образом создается диалог современного горожанина с культурой жителей того же города, но античного периода.

Художник, проживший какое-то время в Севастополе, успел подарить ему ещё одну новую достопримечательность – мозаичных котов. Котики из керамики, украсившие примыкающий к площади Лазарева спуск Шестакова, уже успели полюбиться многим севастопольцам и гостям города.


Мозаичные коты Игоря Гладких на спуске Шестакова

Научиться самим

Есть в Севастополе и мастера, которые передают свои знания по мозаичной технике другим. Так, перехавшая в город-герой восемь лет назад петербурженка Татьяна Галушка создала здесь мастерскую мозаики.

Искусствовед по образованию, Татьяна окончила также известную петербуржскую школу мозаики «Сад Гранат» и вот уже 10 лет занимается этим искусством. Арендовав помещение, мозаичист открыла свою школу, где обучает севастопольцев мастерству работы со смальтой и камнем. По выходным Татьяна проводит мастер-классы, но есть в студии и абонементная система.

«Работаю я в основном со взрослыми, потому что очень строго должны соблюдаться правила техники безопасности. Интерес у севастопольцев к мозаике есть. Многие, придя в первый раз, говорят: «Если бы мы знали, раньше бы пришли», – рассказывает Татьяна Галушко.


Севастополь в мозаике Татьяны Галушко

Художник Ольга Колодина училась мозаичному искусству в Москве, несколько лет работала в студии мозаики. Вернувшись домой, она решила развивать это направление в Севастополе.

«Мы использовали стеклянную мозаику китайского и итальянского производства, но со ввозом материала из-за рубежа возникали большие проблемы. Стали думать, как организовать производство здесь, и поняли, что это можно делать из переработанного материала. Эта тематика – разумное потребление – мне как раз всегда была очень близка. Стеклянную гальку, то есть крупные фракции витражного стекла, мы создаём сами с помощью галтовочной установки. С таким материалом работать безопаснее, и мы проводим мастер-классы как для взрослых, так и для школьников», – поделилась своей историей с ForPost мастер декоративно-прикладного искусства и автор экологического проекта «Арт-решение» Ольга Колодина.


Мозаика художника Ольги Колодиной

Научиться самому складывать рисунки из фрагментов можно и на территории музея-заповедника «Херсонес Таврический».

«Мастер-классы по мозаичному искусству у нас проводятся по праздникам. В музее появилась новая экскурсия «Охота на Грифона», которая тоже заканчивается таким обучением: экскурсанты собирают грифона из стекла, потом эту мозаику забирают с собой на память», – рассказали ForPost в пресс-службе музея-заповедника.

Вот так панно на обычной многоэтажке заставило нас вспомнить заслуженных мастеров мозаичного искусства в Севастополе, а также узнать и рассказать читателям о современных художниках, творящих в этой технике.

Итог скорее радостный, чем печальный: хотя многие мозаичные полотна уже безвозвратно утрачены, а высокая стоимость работ вряд ли когда-нибудь позволит украсить остановки и здания новыми, и сейчас в городе есть люди, умеющие создавать чудо из осколков и обучающие этому искусству других.

Алина Громова

Автор материала выражает благодарность за помощь в его написании заместителю директора Севастопольского художественного музея им. М.П. Крошицкого Людмиле Константиновне Смирновой.

Фото: ForPost, Людмила Панова, Евгений Рожков, Игорь Гладких, Татьяна Галушко, Ольга Колодина, Игорь Трифонов, музей-заповедник «Херсонес Таврический», Архивная служба Севастополя. 

Читайте также: