Новости России

Когда водителя могут лишить прав за ДТП, о котором он и не знал

Служба новостей ForPost

Кто ответит за аварию, в которой не было столкновения машин?

Когда водителя могут лишить прав за ДТП, о котором он и не знал
Фото:
ForPost / Алексей Лохвицкий

В последнее время на различных автомобильных интернет-ресурсах активно обсуждаются так называемые бесконтактные ДТП.

Это когда один водитель подрезал или просто напугал другого, его машина вылетела с дороги, а подрезавший просто уехал. Или когда в салоне автобуса по такой же причине упал пассажир.

Если водитель, подрезавший этот автомобиль, уехал, то ему грозит лишение прав.

В конце прошлого года в Ярославле один водитель не уступил дорогу другому. В результате второй, чтобы избежать столкновения, резко изменил траекторию и врезался в столб.

Первый, конечно, уехал. Ведь его автомобиль не пострадал. Однако сотрудники ГИБДД его отыскали и обвинили в том, что он скрылся с места ДТП.

Сам он утверждает, что не видел, как другой автомобиль попал в ДТП. Но в ГИБДД это ставят под сомнение, поскольку авария произошла сразу.

Теперь суд будет решать, лишать ли водителя прав за оставление места ДТП. Впрочем, судебная практика по таким делам уже давно наработана.

Что любопытно, страховой компании виновника ДТП, пусть даже и бесконтактного, придётся возмещать ущерб по ОСАГО пострадавшему.

Тут главное обратиться для выплаты именно к страховщику виновника аварии, а не к своему. Такие разъяснения Верховный суд давал ещё в 2017 году.

Тогда некто Сызранов ехал по дороге и вдруг перед ним начала разворот машина, которой управляла некая Ермоленко. Чтобы избежать столкновения, Сызранов резко крутанул руль, но не справился с управлением, слетел с дороги, перевернулся и врезался в дерево.

ГИБДД установила, что в аварии виновата Ермоленко. Тогда Сызранов обратился в свою страховую компанию за выплатой по прямому возмещению ущерба. Однако страховщик ему в этой выплате отказал, сославшись именно на то, что столкновения двух машин не было.

Но все суды встали на сторону пострадавшего автовладельца.

Кроме Верховного, который и постановил, что собственник машины обращался за выплатой не к тому страховщику. Он напомнил, что под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только столкновение транспортных средств, но и иные виды взаимодействия. Даже если не было непосредственного контакта (столкновения) в ДТП. Ответственность за причинение вреда всё равно лежит на виновнике аварии. Но в то же время закон об ОСАГО строго регламентирует, когда водитель может обращаться за выплатой к своему страховщику. Законом установлен чёткий перечень таких случаев.

А именно, когда в результате ДТП вред причинён только транспортным средствам. При этом авария произошла в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО. То есть авария по всем параметрам была, но автовладелец обратился за выплатой не в ту страховую компанию.

А теперь рассмотрим другую историю.

Водитель выезжал из двора, уступал дорогу всем, но в какой-то момент не заметил автобус, отъезжавший от остановки. Впрочем, он успел затормозить и столкновения не произошло.

Однако водитель автобуса испугался и резко нажал на тормоз. В результате женщина в салоне автобуса упала и получила травму головы. Автобус остановился, перекрыв дорогу, поэтому водитель легковушки не смог никуда уехать.

Прибывшие на место сотрудники ГИБДД признали его виновным в аварии. А врачи установили, что женщина получила лёгкий вред здоровью. И это стало основанием для суда, чтобы лишить водителя легковой машины прав на год.

Но есть и ещё одна ситуация.

О ней стало известно после решения Конституционного суда о сроках привлечения к ответственности.

Тогда некая гражданка Мельникова на своём автомобиле подрезала автобус. Автобус затормозил, столкновения не произошло, но в автобусе упал пассажир и получил травму, признанную как средний вред здоровью. А Мельникова уехала. Она же не могла знать, что в автобусе кто-то упал.

В ГИБДД посчитали не только, что произошло ДТП, но и то, что девушка оставила место аварии. За это потом суд и лишил её прав.

Водительница обжаловала это решение, но не на том основании, что не могла знать о происшествии, поскольку оно случилось в салоне автобуса, а по срокам привлечения к ответственности. Кстати, именно благодаря ей и решению Конституционного суда теперь эти сроки исчисляются непосредственно со дня происшествия, а не со следующего дня.

Под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только их столкновение, но и случаи, когда непосредственного контакта не было

Но проблема осталась. Дело в том, что попасть в такую историю может любой водитель. Как он узнает, что в салоне автобуса, трамвая, троллейбуса упал пассажир?

В постановлении Пленума ВС № 20 от 2019 года говорится, что за оставление места ДТП может быть привлечён водитель, допустивший нарушение требований Правил, которое стало причиной аварии с участием других транспортных средств, вне зависимости от того, вступила ли управляемая им машина в механическое взаимодействие с другими транспортными средствами, физическими лицами или материальными объектами. Но при условии, что этот водитель был осведомлён о факте ДТП, однако умышленно оставил место происшествия.

Как поясняет юрист Лев Воропаев, на практике доказательством умысла никто не занимается. Водитель должен был предвидеть возможность того, что кто-то в результате его действий получит травму.

Суды проверяют жалобы в полном объёме и могут прекращать дела. Но именно отсутствие умысла трудно доказуемо. Равно как и сам умысел. А поскольку идёт серьёзная борьба с авариями на дорогах, то достаётся и тем, кто даже не догадывался, что совершил ДТП.

1120
Поделитесь:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов
Обсуждение (1)
d dd
10798
d dd

в общем бить в контакт надо,а то заморишся по судам и страховым бегать.

Главное за день

Губернатор Севастополя раскрыл причины национализации «Севстара»

Владелец крупнейшего провайдера города оказался пособником ВСУ.
13:00
1
392

Как новый директор «Центра» собирается спасать крупнейшую УК Севастополя

Ранее Андрею Колташеву удалось заметно поднять «УК Балаклавского района».
20:00
19
2312

Следующий пошёл: Роскомнадзор заблокировал ещё один популярный зарубежный сервис

Теперь ограничения коснулись FaceTime, который востребован у представителей бизнеса.
17:15
2
901

Переговоры продолжаются: к чему пришли Россия и США

Для нас принципиально важно - признание освобожденных четырех регионов: ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.
12:48
4
1248
Туризм

Последняя «крепость» Романовых в Крыму покажет Землю из космоса

Выставка одного из первых жителей МКС откроется во дворце «Дюльбер».
19:30
0
1755

Дипломатам удалось убедить россиян покинуть внепланово севший самолёт

Рейс задержали на восемь часов, шесть часов он провёл в воздухе, плюс пять часов ожидания.
11:17
0
1281

В Крыму выпустили первую географическую энциклопедию полуострова

«Словарь» дает возможность популяризировать уникальное наследие нашего региона».
10:02
0
590

Ждать ли в Крыму туристический бум в новогодние праздники?

Как изменились цены на отдых, и какие объекты выбирают гости.
18:30
0
2812

Севастополь становится всесезонным: один объект перезапустил туризм

Гости всё чаще остаются ночевать в Севастополе, а не уезжают в Крым. Кроме премиума.
18:05
4
1963