Об инклюзивном образовании и необходимости социализации детей с особенностями развития в России, в том числе и Севастополе, говорят много и на самых разных уровнях. Однако дальше разговоров дело продвигается весьма сложно.
Трудности прежде всего связаны с тем, что инклюзия требует комплексного сопровождения особого ребёнка, а его у нас нет, считает руководитель СРОО «Особые дети» Людмила Халикова.
Инклюзия в образовании — это не просто помещение ребёнка с особенностями развития в обычный класс или группу в детском саду. Важно, чтобы такого ребёнка сопровождал тьютор — человек, который знает, как вести себя с особым ребёнком, как адаптировать под него учебную программу. Но таких специалистов в Севастополе днём с огнем не сыщешь, да и штатные должности в образовательных учреждениях для них не предусмотрены, пояснила Халикова.
«Дело даже не в подготовке. У нас нет людей, готовых стать тьюторами. Потому что, с одной стороны, есть требования, что у тьютора должно быть педагогическое образование, а с другой — педагогический стаж идти не будет на этой должности. И, как правило, у них очень низкая зарплата — от 8 до 16 тысяч рублей», — перечислила основные проблемы собеседница издания.
В итоге чаще всего роль тьюторов для своих детей выполняют родители. Правда, это не самый лучший вариант с учётом специфики детско-родительских отношений.
«Как правило сил родителя хватает на начальную школу, но проблемы и сложности нарастают, и потом такие дети переходят на домашнее обучение», — констатирует специалист.
К тому же помощь нужна не только особым детям, но и их родителям, подчеркивает Людмила Халикова. Ведь большинство социальных функций для своего ребёнка выполняют самые близкие люди — мамы и папы.
Роль инклюзии как раз в том, чтобы дать родителям сложных детей возможность иметь немного свободного времени для себя.
«Если у родителя не будет хоть маленькой паузы в течение дня, недели на себя и восполнение своих ресурсов, все советы мира будут бессмысленны», — убеждена Людмила Халикова.
Подробнее о том, каково быть мамой «неудобного» ребенка, чем приходится жертвовать родителям во имя жизни другого человека и с какими предрассудками в обществе таким семьям приходится сталкиваться, — в новом эпизоде подкаста «Даобаб».
Обсуждение (8)
>> зарплата — от 8 до 16 тысяч рублей
Как это сочетается с МРОТ? Или это оклад (который может быть любым), а до МРОТ, а может и выше - надбавками и премиями добивают? Хотя конечно "от 8 до 16" - это в любом случае дикость.
правда в том, что эти дети и их родители никому не нужны
Автор, называйте, пожалуйста, вещи своими именами, это не " особые", а нездоровые дети. Соответственно, они требуют другого отношения в силу болезни. И такие дети тоже все разные: кому-то нужно помочь перейти из кабинета в кабинет, кого-то не толкнуть случайно (как нашего), а есть и такие дети, около которых находиться опасно. У нас сын - инвалид с 4 месяцев. Сейчас он студент ВУЗа. Но мне ни разу не пришло в голову назвать его "особым". Он больной. Льготы, квоты и пенсия у него не от особенностей, а из-за болезни. У него есть свои особенности и таланты, но они никак не связаны с его диагнозом..
Дети ходят в школу учиться, а не социализировать других детей. Особенно, в тех случаях, когда социализвция неаозможна.
Нездоровый ребенок, способный учиться и в гимназии, будет спокойно там учиться и без тьютора. Как, собственно, училась моя одноклассница в школе в советское время. Причем, на отлично. Как учился наш. Не занимался он только на физкультуре.
А ситуация, когда ребенок не дает вести урок или когда учитель объясняет по пятому разу одному, а 30 ждут - неприемлема. Вины ребенка тут, понятно, нет. Ему тот урок просто не интересен и не нужен, что он и показывает.
может лучше для инклюзивного образования вместо тьюторов хумеров использовать или рапетов?
интернаты убрали, теперь неудобные , эти неудобные у нас совсем в другим заняты
Тьютеры , хьюмеры, рапеты-кто это?
to Игорь Солодченко: словарь Вам в помощь, если не знаете.
Я как-то ехала в автобусе с таким особенным мальчиком-подростком, я к нему спокойно отнеслась, поздоровалась с ним после того как он поздоровался со мной и моим ребенком, он начал беседу, что он едет в Дом солнца заниматься ремеслом... Но после того как он начал рассказывать, что у него все время голос в голове и этот голос говорит, что моему ребенку надо укол сделать и усыпить и настойчиво предлагал это сделать, я подумала, а с какого ты вообще сам катаешься в автобусах, где твои родители, опекуны? Почему агрессивного, как оказалось, подростка отпустили одного? Меня социализировать, я против такой социализации.