чт, 21/04/2022 - 20:09

Как сохранить память о крейсере «Москва»: флотские традиции

Линейный атомный корабль «Москва» — почему бы и нет.

В истории ВМФ России и Черноморского флота как его важной составляющей были и величайшие победы, и настоящие трагедии.

Ещё одна «чёрная страница» появилась в его летописи на прошлой неделе — во время буксировки в Севастополь после пожара и детонации затонул флагман Черноморского флота гвардейский ракетный крейсер «Москва».

С момента основания Севастополь и флот тесно связаны друг с другом. Вместе они и в радости, и в горе, что отражено в многочисленных памятниках города-героя. Вспомнить хотя бы монумент в честь брига «Меркурий» и памятник Затопленным кораблям.

Во время встречи с экипажем корабля Главнокомандующий ВМФ адмирал Николай Евменов заверил военных моряков, что традиции гвардейского ракетного крейсера «Москва» будут бережно сохранены и продолжены, как это было принято в Военно-Морском Флоте во все времена.

О флотских традициях увековечивания памяти подобных кораблей ForPost поговорил с секретарём Военно-научного общества Черноморского флота капитаном 1 ранга Сергеем Горбачёвым.

Погибшие флагманы

«С флагманами Черноморского флота связано несколько трагедий. 20 октября 1916 года из-за взрыва порохового погреба затонул линкор „Императрица Мария”, погибло около 300 моряков. К сожалению, в силу исторических и политических наслоений советской эпохи имя этого корабля увековечено не было. Моряки с линкора были захоронены на кладбище на Северной стороне. Но затем оно было срыто и застроено домами. Память об ”Императрице Марии” хранится только в книжках, также корабль упоминается в двух фильмах», — сказал Сергей Горбачёв.

Ещё один флагман Черноморский флот потерял уже после Великой Отечественной войны. Речь идёт о линкоре «Новороссийск», который ранее принадлежал Италии и носил имя Giulio Cesare. 29 октября 1955 года во время стоянки в Севастопольской бухте на корабле произошёл взрыв, и после многочасовых спасательных работ линкор затонул.

«Увы, долгое время эта трагедия находилась под спудом молчания. Говорить об этом было не принято, хотя памятник — так называемый скорбящий матрос на Братском кладбище Северной стороны, где похоронена основная масса погибших, — был установлен довольно быстро. И лишь только в конце 80-х годов имена моряков были увековечены в граните», — подчеркнул собеседник ForPost.

Хранит Севастополь и память о большом противолодочном корабле «Отважный», который погиб 30 августа 1974 года из-за самопроизвольного запуска маршевого двигателя одной зенитной управляемой ракеты кормовой установки, последующего пожара и детонации боезапаса.

«В результате той трагедии погибли 24 моряка. На Кладбище коммунаров установлена символическая могила, где указаны их фамилии. Там в годовщину трагедии собираются члены экипажа», — отметил Сергей Горбачёв.

По словам секретаря Военно-научного общества Черноморского флота, в русском флоте существует много традиций, связанных с увековечением памяти погибших кораблей.

«Имя крейсера „Москва” можно дать улице, площади, скверу или парку, микрорайону. Можно поставить монумент в виде камня и металла. Можно снять с корабля мачту, носовое орудие или ещё что-то и затем стилизовать это в виде памятника», — сказал собеседник.

При этом такому монументу надо подобрать символическое место.

«Но самое главное, память о крейсере должна быть материализована в названии нового боевого корабля. Причём достойного корабля по классу. Это не должен быть, при всём уважении, фрегат. Это должен быть или крейсер, или корабль более крупного водоизмещения, вплоть до авианосца», — подчеркнул Сергей Горбачёв.

По его мнению, уже некоторое время в России идёт дискуссия о строительстве эсминцев типа «Лидер».

«Название „эсминец” здесь условное. Водоизмещение у этого корабля планируется более 20 тысяч тонн, то есть его вполне можно назвать линкором. Линейный атомный корабль „Москва”. Почему бы и нет», — заключил Сергей Горбачёв.

Глеб Вадатурский

Читайте также: