В результате взрыва линкора погибли свыше 600 человек
Ровно 59 лет назад, 29 октября 1955 года произошла одна из самых известных катастроф в истории Черноморского флота – в Севастопольской бухте взорвался линкор «Новороссийск», в результате чего погибло 614 человек.
Корабль до 1948 года входил в состав итальянского ВМФ под названием «Джулио Чезаре». На воду он был спущен 15 октября 1911.
После Второй мировой войны итальянские боевые корабли были разделены между странами-победительницами. Советский Союз претендовал на новые линкоры типа «Литторио», однако ему достался лишь устаревший «Джулио Чезаре».
В июле 1949 года «Новороссийск» принял участие в манёврах эскадры в качестве флагмана. Однако вооружение и системы управления огнём не соответствовали требованиям времени, механизмы в результате интенсивной службы и плохого ухода оказались в запущенном состоянии, да и системы жизнеобеспечения корабля нужно было приспособить под новые стандарты.
Модернизация различных систем линкора происходила вплоть до 1955 года.
Вечером 28 октября 1955 года линкор вернулся из похода для участия в празднованиях по случаю 100-летия обороны Севастополя и занял место на бочке № 3 в районе Морского госпиталя.
29 октября в 01:31 под корпусом корабля с правого борта в носу раздался взрыв, эквивалентный 1000—1200 килограмм тротила, насквозь пробивший корпус линкора, вырвавший часть палубы полубака и пробивший в подводной части дыру в 150 квадратных метров.
Поскольку в месте взрыва находились носовые кубрики, сразу погибло от 150 до 175 человек. Взрыв произошёл возле Госпитальной стенки Севастопольской бухты. Линкор пытались отбуксировать на мелководье, но прибывший на корабль командующий Черноморским флотом Виктор Пархоменко приостановил начатую буксировку.
Запоздалое приказание о возобновлении буксировки оказалось бессмысленным, поскольку носовая часть уже села на грунт. Не сразу адмирал позволил и эвакуировать незанятых в спасательных работах моряков, которых на юте скопилось до 1000 человек. Когда решение об эвакуации было принято, крен корабля начал стремительно нарастать. В 04:14 минут линкор лёг на левый борт и через мгновение уткнулся мачтами в грунт.
В 22:00 корпус полностью исчез под водой.
Спасти удалось только 9 человек, 614 погибли. Водолазы перестали слышать стук запертых в корпусе линкора моряков только 1 ноября.
Существует несколько версий причин трагедии. В частности, наиболее вероятной называлась детонация корабельных боеприпасов, однако она отпала, потому что установлено, что взрыв произошел снаружи, а не изнутри судна.
Официально было объявлено, что причиной гибели «Новороссийска» стала донная мина, установленной немцами в 1944 году при уходе из Севастополя. Однако источники электропитания вытраленных в 1950-х годах донных мин оказывались разряженными, а взрыватели — неработоспособными.
Обсуждение (21)
Страшная беда. Вечная память погибшим!..
*
...Перевернись в гробу, чёрный князь Боргезе.
которых на юте скопилось до 1000 человек.
Спасти удалось только 9 человек, 614 погибли.
и 10 человек "до тысячи". не "после" же.
страшная трагедия..
кстати, у нас в доме жил пожилой инвалид с Новороссийска. Матросом,кажется, был.
К сожалению, фамилию этого героя забыл. Но знаю, что старшина срочной службы вывел свою группу (из БЧ-5) по помещениям линии вала (практически через весь линкор) к месту выреза в днище (в корме), уже после того, как корабль перевернулся, пропало освещение и спасательные группы начали работу. Этих ребят спасли всех.
Если бы не тупое самодурство командующего ЧФ В.Пархоменко,большинство людей могло бы спастись.
При этом наказание-отставку понес замечательный
главнокомандующий ВМФ СССР Кузнецов.Игрища чиновников
и на ВМФ тоже.
Вечная память МОРЯКАМ ЧФ
Отец вечером должен был идти на крейсер, был корреспондентом "Красной звезды" и должен был писать о его походе. Нашим соседом по площадке был контр-адмирал Зубков, который был там, а отца мать почему-то уговорила идти утром, чем наверняка спасла ему жизнь. Александра Илларионовича вытащили из воды, видимо он и был один из тех 9-ти. Но слава Богу, потому что он был замечательный человек, из матросов.
Вечная память морякам- черноморцам.
"В 22:00 корпус полностью исчез под водой."
Не совсем так...
Утром, следующего дня, с Графской можно было видеть днище.
Возвышалось над водой на метр - полтора.
Не могу оставаться равнодушным, хочу предложить Вашему вниманию небольшое стихотворение...
Памяти гибели линкора НОВОРОССИЙСК...
посвящается
Вернулся с похода линкор боевой,
Встал в бухте на штатное место.
И был огромный, красивый такой,
Казалось, ему мало места.
А в 2 часа ночи, взрыв прогремел,
Линкор подорвался на мине.
Весь город проснулся и сразу узнал,
Линкор наш в беде, он весь в дыме.
С фундамента сорван был главный калибр,
Все палубы насквозь пробиты.
И тот, кто был рядом, тут же погиб,
А многие за борт посмыты.
От сна пробудил этот взрыв сразу всех,
Сыграл боевую дежурный.
Но стал заполнять за отсеком отсек,
Поток беспрерывный и бурный.
Матросы пытались корабль спасти,
Поста ни один ни покинул,
В пробоину хлынул мощный напор,
Огромный линкор опрокинув.
Боролась команда за жизнь корабля,
От смерти его спасая.
Да только спасти его было нельзя,
Уж больно ведь рана большая.
Матрос-черноморец из бронзы отлитый,
У братской могилы в печали стоит.
Ведь мало кто знает, как в ночь роковую,
Линкор его славный в бухте погиб...
Это стихотворение было написано мною
в октябре 2005г. к 50-ти летию гибели линкора.
Видел утром днище с Графской.
Возвышалось над водой на метр-полтора
to АтаMAN (севастополь) Не могу оставаться равнодушным, хочу предложить Вашему вниманию небольшое стихотворение... Памяти гибели линкора НОВОРОССИЙСК... посвящается Вернулся с похода линкор боевой, Встал в бухте на штатное место. И был огромный, красивый такой, Казалось, ему мало места. А в 2 часа ночи, взрыв прогремел, Линкор подорвался на мине. Весь город проснулся и сразу узнал, Линкор наш в беде, он весь в дыме. С фундамента сорван был главный калибр, Все палубы насквозь пробиты. И тот, кто был рядом, тут же погиб, А многие за борт посмыты. От сна пробудил этот взрыв сразу всех, Сыграл боевую дежурный. Но стал заполнять за отсеком отсек, Поток беспрерывный и бурный. Матросы пытались корабль спасти, Поста ни один ни покинул, В пробоину хлынул мощный напор, Огромный линкор опрокинув. Боролась команда за жизнь корабля, От смерти его спасая. Да только спасти его было нельзя, Уж больно ведь рана большая. Матрос-черноморец из бронзы отлитый, У братской могилы в печали стоит. Ведь мало кто знает, как в ночь роковую, Линкор его славный в бухте погиб... Это стихотворение было написано мною в октябре 2005г. к 50-ти летию гибели линкора. СПОСИБО!!!!
Контр-адмирала Зубкова в воду столкнул мой папа. А затем спрыгнул сам.
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ!
Сайт линкора "Новороссийск" linkor-novorossiysk.ru/
Вечна память... СЛАВА ГЕРОЯМ!!!
Вряд ли это сделали итальянцы, что бы они потом в кабаках не говорили. В то время в Италии был бардак типа немецкой Веймарской республики, и подобный приказ боевым пловцам просто некому было отдать. А сами они, без помощи минобороны на подобную диверсию не способны. А вот Великобритания вполне могла такое сделать, тем более, что в то время они пытались максимально использовать своих боевых пловцов (Лайонел Кребс, всплывший без головы при попытке обследовать, а может, и подорвать, наш крейсер "Орджоникидзе"). Без головы Лайонел оказался, когда "Орджоникидзе", находясь с визитом в Англии, вдруг "случайно" провернул винты.
Мои родители были свидетелями трагедии, когда пол-Севастополя стояли на берегу и наблюдали как корабль уходит под воду. Мой отец плнаировался в поход на Новороссийске, но, по счастливой случайности, получил другое задание.
Одно дело - происки врагов и диверсия, которая могла послужить взрыву.
С другой стороны - работы спецслужб, просмотревших эту диверсию и многие другие.
И с третьей стороны - полная беспомощность Пархоменко для спасения людей. Отсутствие стратегии спасения. Наплевательское отношение к составу. Состав погиб ни за что. Рядовые хотели бросаться в воду, вытащить хоть кого, но им было запрещено.
Дай бог, чтобы Новороссийск и Курск были неповторяющимися уроками. Сердце болит от воспоминаний о повествованиях очевидцев.
Учился в 1-м классе. Жили на Большой Морской, 33. Помню проснулся весь Севастополь. Нас, пацанов, не пустили на берег к морю, боялись ещё взрывов. Мой отец убыл по тревоге. Помню бежал по улице матрос, у него оказывается были перебиты ноги, бежал, не чувствую поломанных ног, потом упал, увезли в госпиталь... Отец на следующий день сказал, что на корабле погиб начальник Технического Управления ЧФ кап 1 ранга Иванов - руководил борьбой за живучесть в ПЭЖ...
В цикле передач "Искатели" одна из серий была посвящена гибели "Новороссийска". Рассматривались различные версии, в т.ч. и диверсия.
Мне же все-таки более убедительной показалась версия с донной миной.
Как рассказывалось в передаче, "Новороссийск" в ту ночь "проскочил" свою бочку, поэтому чтобы занять свое место, он стал "подтягиваться" на якорях. В какой-то момент он подцепил цепью донную мину, из-за чего произошла ее детонация со всеми вытекающими последствиями.
Не знаю, на сколько эта версия верна. Интересно было бы услышать мнение других...
А ребятам с линкора вечная память. Они на постах стояли до конца. Не каждому дана такая выдержка.
Вечная память Героям !!!
в 1955 мне было 15лет учился в 10 классе а жил на Корабельной стороне это метров 400 от Аполлоновки напроти которой стоял на якорях и бочке трагический линкор.ВСЕГО-Т0 МЕТРОВ 200 ДО БЕРЕГА.В ту ночь проснулся от сильного звука взрыва особого значения не придали у нас часто тогда что-то бухало по ночам и самолеты летали.Утром пошел в школу а там гул голосов-взорвался и затонул НОВОРОССИЙСК.Какие там уроки-побежали в Аполлоновку это возле госпиталя-и вот она страшная картина линкор на воде вверх днищем.Впечати и по радио никакой информации а город шумел и плакал долго.У меня есть книга КАРЖАВИНА-хорошая книга. Рассматриваются все версии трагедии в т.ч. и диверсию итальянцев.МНОГО позднее когда я стал судоводителем и служил в СПОРП АТЛАНТИКА то был знаком с бывшим старпомом НОВОРОССИЙСКА ХУРШУДОВЫМ.О той трагедии он говорил очень скупо и неохотно но в одном из разговоров с коллегами в моем присутствии он сквозь зубы зло проговорил -ИТАЛЬЯШКИ ......ИХ МАТЬ!Я-прфессиональный моряк и много лет прослужил во ВСПОМОГАТЕЛЬНОМ ФЛОТЕ ЧФ.иВО ВСЕХ С БЕСЕДАХ С КОЛЛЕГАМИ В Т.Ч И ФЛОТСКИМИ ОФИЦЕРАМИ мнение одно-это ДИВЕРСИЯ ИТАЛЬЯНСКИХ ДИВЕРСАНТОВ -С одной стороны и ПРЕСТУПНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КОМАНДОВАНИЯ ФЛОТА ПО ЗАЩИТЕ СЕВАСТОПОЛЬСКОЙ БУХТЫ С МОРЯ И ДЕЙСТВИЙ АДМИРАЛА ПАРХОМЕНКО НА БОРТУ ГИБНУЩЕГО ЛИНКОРА.ЛУЧШЕ БЫ УТОНУЛ ВМЕСТЕ С КОРАБЛЕМ!!!!!! честь имею
Интересное обсуждение этого и подобных событий здесь
Англичане еще в сентябре 1943-го года имели техническую возможность совершать подобные диверсии ( подрыв линкора " Тирпиц " )