сб, 08/06/2019 - 12:00

Как Севастополь закапывает свою историю на Братском кладбище

Памятники разрушаются не только от времени.

Неоднократно от гостей города, особенно иностранных, приходилось слышать, что Севастополь – красивый город с мощной энергетикой. Люди, рождённые и живущие на этой священной земле, особенные, а влияние города на них велико и всеобъемлюще.

Слова эти приятны и в определённой степени правдивы: да, город делает людей, а люди – город. Но некоторые выбирают своё уважение к городу похоронить, и выбирают для этого самое «подходящее» место – Братское кладбище. Как еще можно объяснить царящее здесь варварское отношение к истории и памяти Города, достойного поклонения.

Немного истории

На мемориальном Братском кладбище на Северной стороне города похоронены герои первой обороны Севастополя – от великих военачальников (Хрулёв, Горчаков, Тотлебен) до тысяч безымянных русских солдат, павших на севастопольских берегах. Надгробные камни и бюсты из белого камня на могилах делают севастопольский некрополь похожим на парижские кладбища Пер-Лашез или Монпарнас. Все, кто здесь побывал, отмечают: несмотря на трагичность событий, память которых хранит мемориальное, кладбище, оно оставляет ощущение умиротворения и возвышенности. Говорят, такие места «очищены» душами невинных и павших во имя правого дела.

Кладбище было основано распоряжением начальника штаба Черноморского флота контр-адмирала В.А. Корнилова от 21 сентября 1854 года, в самом начале первой обороны города. Первоначально кладбище окрестили Петропавловским. Но название не прижилось и сменилось другим, трогательным «Братское». В исторических хрониках есть указания на то, что это название предложил герой обороны генерал-адъютант Э.И. Тотлебен, также захороненный на Братском кладбище.

Читайте по теме: Графской пристани и памятнику Затопленным кораблям в Севастополе «светит» реставрация

Сразу же после Крымской войны началось благоустройство кладбища. Установка памятников была завершена к 1875 году. Всего было установлено около 500 братских и 350 индивидуальных мемориальных изваяний, выложена камнем центральная аллея, устроены дорожки между могилами, посажены зелёные насаждения и даже проложен поливочный водопровод. Уже пять лет как был возведён Свято-Никольский собор.

После Октябрьской революции страна погрузилась в гражданскую войну, церковь подверглась гонениям, началась чёрная полоса и для священных могил наших защитников. Забота о местах упокоения «царских» военных прекратилась, а над могилами офицеров, погребённых уже после войны, надругались, выбросив их останки из цинковых гробов. Не прошла мимо и Великая Отечественная война.

Много или мало?

Справочники говорят, что сегодня на мемориальном кладбище сохранились 472 братские и 123 индивидуальные могилы, в которых погребено до 50.000 человек. У севастопольского отделения общества охраны памятников другие данные. Во время мониторинга захоронений Братского кладбища удалось увидеть только 457 братских захоронений.

«И это – вместе с теми, от которых остались одни фундаменты или их части. Памятники разрушаются не только от времени, но и от варварства наших соотечественников», – отмечает краевед, член совета Общества охраны памятников Владимир Морозов.

Удалось найти и несколько неучтённых персональных захоронений с именами конкретных воинов, но заявку на постановку их на учёт Севнаследие отклонило – слишком мало информации предоставлено, ответили там.

«150 лет прошло, где взять больше!» – возмущён Владимир Морозов.

Дорога по кладбищу

Разрушения продолжаются: одни памятники накренились, другие вовсе упали, третьим досталось от «чёрных копателей».

О печальном состоянии многих из сохранившихся памятников Владимир Морозов рассказал на состоявшейся недавно конференции, посвящённой сохранению исторического наследия Севастополя. Познакомиться с некоторыми фотосвидетельствами из неё предлагаем и читателям ForРost.



Памятник на братской могиле Л158, сохранившийся до 1970-х годов, был разнесён по камешку уже в наше время.



Могила П326 разрыта, камни памятника раскатаны на значительной площади.



Подкопанный и обрушенный памятник Л204 всё ещё можно восстановить

 

Памятник полковнику А.А. Бельгарду, разрушенный в боях 1941–1942 и 1944 годов, от памятника сохранились осколки гранита и 7 фрагментов эпитафии, по которым с трудом удалось установить принадлежность могилы.



Разрушившийся от времени памятник лейтенанту А.Н. Лазареву; сохранился полупогружённый в грунт кубический элемент надгробия с плохо читаемой эпитафией.

Также были обнаружены памятники повреждённые, по всей видимости, из хулиганских побуждений.

Памятник майору Е.М. Бутовскому (на фото ниже), частично сохранившийся к началу 1970-х годов, к нашему времени разобран на элементы и раскатан по территории кладбища: пьедестал сброшен с фундамента, а колонна находилась ниже по склону более чем на 100 метров. Добровольные помощники с трудом прикатили её обратно и прикопали рядом с фундаментом и пьедесталом.



Памятник капитану П.П. Коризно в 1990-х годах «потерял» навершие, стела была сброшена и расколота в мае 2016 года.

Сильно пострадал памятник лейтенанту Г.Н. Челееву и мичману Н.Н. Ролет (на фото ниже), который разобран на отдельные камни, частично сохранилась стела с исчезающей эпитафией, со скалывающимся верхним слоем песчаника, из которого стела изготовлена.

Настоящая криминальная история произошла с памятниками, которые были похищены со своих мест и установлены на других кладбищах.

Энтузиасты из Общества охраны памятников и клуба любителей истории «по признакам архитектуры» обнаружили на соседнем гражданском кладбище пять памятников, перенесённых с Братского.

Колонна с памятника лейтенанту 40-го флотского экипажа Лазарева (на фото ниже) оказалась установленной на могиле младенца, умершего в 1949 году в возрасте менее месяца, при этом эпитафия Лазареву изрублена топором, но прочесть её всё-таки возможно.

Памятник поручику Севского полка Эрнсту Вазашерну (на фото ниже) был полностью перенесён на могилу мальчика, умершего в том же 1949-м в возрасте 5 лет. На вершине установлена звезда в квадратном гнезде от креста, а эпитафия поручику замазана раствором и закрашена. Теперь краска частично облетела – и сквозь раствор можно прочесть первоначальный текст.

Памятник с могилы полковника Александра Федоровича Шаца (на фото ниже) полностью перенесён в Константиновскую батарею в 1944 году и установлен на вершине братской могилы защитников Константиновского равелина, автор проекта А.И. Зедгенидзе.

Как вернуть аутентичные памятники на их исконные места и не осквернить более поздние могилы, с которых их придётся снять, – тема деликатная и требующая взвешенного подхода.

***

Вопрос реставрации разрушенных монументов и их сохранения для будущих поколений сегодня стоит крайне остро. Пока ещё многие из них можно восстановить по существующим эскизам и сохранившимся фотографиям, но, если упустить время, восстанавливать будет уже не из чего, и место каменных свидетельств живой истории займут полированные новоделы. И это в лучшем случае.

Читайте по теме: Наследные варвары: кто устроил могильный самострой на Братском кладбище

Севастопольское общество охраны памятников бьёт в колокола, главный из которых – управление охраны объектов культурного наследия. Ответа до сих пор нет, как нет и хозяина у Мемориального комплекса «Братское кладбище». В 2015 году на заседании рабочей группы по сохранению, изучению и популяризации культурного наследия Крыма и Севастополя, которое состоялось в Москве, было принято постановление о том, чтобы правительство Севастополя обратилось в Министерство культуры с просьбой включить этот объект в перечень объектов Музея героической обороны Севастополя. Но, похоже, это постановление так и зависло на волне бесчисленных проблем, которые всё ещё ждут своего решения. По крайней мере, в музее ответить на вопрос о том, на какой стадии находится передача мемориала в их ведение, ответить не смогли.

Инга Хрулёва

Фото: Владимир Морозов, Евгений Веникеев, Инга Хрулёва.

Благодарим Владимира Морозова за помощь в подготовке материала.

По заказу БФ "35-я Береговая Батарея"

Читайте также: