Россияне продолжают жаловаться, что не могут записаться на приём к врачу через портал госуслуг, и во всех бедах винят медработников. Однако иногда не они, а чиновники виноваты в багах и глюках, которые подвергают риску жизнь и здоровье граждан.
Хабаровский фактор
О проблеме с записью к врачам на «Госуслугах» говорят давно. Чаще всего россияне винят врачей, которые не уведомляют IT-специалистов о наличии талонов. Однако всё не так однозначно.
Так, инцидент в Хабаровске вскрыл проблему, которую один из экспертов ForPost отнёс к числу нерешаемых.
В краевом центре за дела медицинские отвечает информационно-аналитический центр, который, по данным телеграм-канала Amur Mash, ежегодно получает миллиарды рублей на электронное сопровождение всего и вся в региональном здравоохранении, от закупок лекарств до электронной записи к врачу.
Лихорадить центр стало в конце года: IT-специалисты начали увольняться с формулировкой «в связи с некомпетентностью вышестоящего руководства».
У программистов возникла масса вопросов к руководителю центра Роману Бондаренко и главному айтишнику Ивану Киселёву.
По данным телеграм-канала, в ситуацию вмешалась замминистра здравоохранения Елена Волкова. С доводами работников она согласилась и пообещала, что Киселёва уволят.
Однако этого не произошло, а Бондаренко стал оказывать психологическое давление на айтишников-бунтовщиков, пишет телеграм-канал, — в частности, угрожал им «красными карточками», если они не изменят формулировки в заявлении на увольнение.
Хабаровские специалисты оказались не из робкого десятка и не стали переписывать бумаги. Их места уже заняли студенты и сотрудник без опыта работы.
«Отсюда провалы в системе, сбои с записями, пропавшие анализы. Больных становится больше, а терпения у них — всё меньше», — пишет Amur Mash.
ForPost попытался получить комментарий помощника министра здравоохранения РФ Алексея Кузнецова, но он оказался недоступен. В пресс-службе хабаровского минздрава также отказались комментировать ситуацию.
Читайте также: Информатизация медицины Севастополя: правда или мираж?
Почему сбоят «Госуслуги»?
На хабаровский инцидент обратил внимание этичный хакер Сергей Вакулин. Он считает, что последствия кадрового скандала — не исключение, а правило, которое действует во многих субъектах РФ.
«Программисты могут влиять на работоспособность таких электронных систем, как «Госуслуги». Например, недовольный сотрудник может удалить какой-нибудь код. Установить виновного в неожиданно возникшем сбое будет весьма проблематично», - сказал ForPost этичный хакер Сергей Вакулин.
Он отметил, что во многих IT-компаниях, в том числе и связанных с медициной, работают начальники, которые не знают, как функционируют различные электронные системы. Несмотря на свою некомпетентность, иногда они по-хамски общаются с подчинёнными, гнут свою линию, не обращая внимания на доводы айтишников.
Далеко не все специалисты мирятся с подобным отношением. Они увольняются, а после их ухода система начинает «глючить».
Вакулин уверен: эта проблема в числе нерешаемых, так как «перепрограммировать» начальников на более уважительное отношение к подчинённым невозможно, а разгневанный айтишник непредсказуем.
«Все степени защиты напоминают выстраиваемую вверх стену, но это вовсе не означает, что эту стену никто не сможет перепрыгнуть или разломать. Программисты — элита, боги проекта. Они знают, что в нём находится, поэтому могут дополнять программу собственным кодом и вызывать сбои в её работе в случае неуважительного к себе отношения. Бороться с этим вряд ли как-то получится», — пояснил Вакулин.
Его слова подтверждают жители Хабаровска. Именно во время кадрового скандала в медицинском информационно-аналитическом центре горожане начали жаловаться на сбои в работе портала госуслуг — записаться на приём к врачу было невозможно.
Меж тем чиновники от медицины настойчиво рекомендуют хабаровчанам пользоваться госуслугами — «это общероссийская тенденция, и мы её придерживаемся».
«Однако это не значит, что невозможно зарегистрироваться по-другому. Пациенты могут попасть к врачу через инфомат, который установлен в поликлинике. Также, если возникли проблемы с сайтом, можно написать сообщение на электронную почту медицинской организации. Также работает и горячая линия поликлиники», — приводит портал DVHAB.RU разъяснение хабаровской детской городской поликлиники № 3.
Читайте также: Вопрос о медицинских анализах севастопольцев поднят на федеральный уровень
Что делать при сбое?
После инцидента в Хабаровске почётный адвокат России Евгений Харламов по-новому взглянул на сбои в работе «Госуслуг». Его сестра, которая родила третьего ребёнка в Московской области, две недели не могла попасть на приём к врачу.
«Что, если это произошло из-за истории, которая случилась в Хабаровске? Получается, дочка моей сестры, которой всего месяц отроду, незаслуженно страдает? Я считаю, такие вещи нужно пресекать жёстко и на корню. Каждый такой случай должен быть тщательно расследован, а виновные привлечены к жёсткой дисциплинарной ответственности, так как из-за их действий страдает здоровье нации», — сказал ForPost Харламов.
Он подчеркнул, что Минздрав РФ и прокуратура контролируют этот вопрос, а, следовательно, поиск виновных не относится к спецоперации «Миссия невыполнима».
Как поступить в случае сбоев на «Госуслугах»:
- сделать скриншот ошибки, появившейся на экране во время электронной записи на приём к врачу;
- через электронную приёмную направить жалобу, прикрепив к ней скриншот, в региональный и федеральный минздравы, прокуратуру и Следственный комитет;
- позвонить на горячие линии 122, 103 и попросить оператора соединить с куратором регионального управления/министерства здравоохранения.
Евгений Харламов уверен, что после таких действий «последует незамедлительная реакция».
«А чиновникам и айтишникам хочу напомнить об уголовной ответственности, под которую они могут подпасть в случае, если их разборки приведут к гибели человека, не сумевшего своевременно записаться на приём к врачу». Кадровые вопросы должны решаться в кабинетах и не отражаться на гражданах, не имеющих к ним никакого отношения», — резюмировал адвокат.
Читайте по теме: Названы регионы, где сложнее всего записаться к врачу через «Госуслуги»
Роберт Вочовский
Обсуждение (2)
Севастопольцы массово получают отказы на подведение газа.
Нужен параллельный импорт-из Турции.
to ЛаскаВластах: Не буду указывать Вам путь,сами найдете