вс, 17/03/2024 - 18:19

Как крымская степь и её обитатели оказались в заложниках невозможного компромисса

Аграрии вытравливают животных пестицидами.

Экономическое развитие Республики Крым в агропромышленной сфере может оставить полуостров без редких видов животных и уникальных природных зон. Разнообразием фауны приходится жертвовать ради новых полей и обильных урожаев. О том, какие виды навсегда исчезли из Крыма и как найти компромисс между сельским хозяйством и природой, ForPost рассказал старший преподаватель кафедры геоэкологии КФУ им. В.И. Вернадского Григорий Прокопов.

Так пустеет степь

На данный момент крымские степи потеряли по меньшей мере пять видов птиц. На полуострове больше не встретишь степных орлов, степных пустельг и степных тиркушек, а численность стрепетов упала до критической отметки. Перестали гнездиться в Крыму и степные луни: теперь эти хищные птицы заглядывают сюда только во время миграций.

Ещё больше десяти видов животных находится на грани исчезновения. Среди них как млекопитающие, так и насекомые — осы, пчёлы и шмели.

«Южная мышовка, малый суслик, степной хорёк, эвмен трёхточечный, онихоптерохеилюс палласа, стизоидес толстоусый, антофора чернореснитчатая, шмели: армянский, пахучий, раздражающий, моховой», — перечислил исчезающие виды эколог.

Красоты керченской степи могут угаснуть из-за гибели ос, пчёл и шмелей.

И снова человек

Выделить единую причину опустения крымской степи, по словам Григория Прокопова, достаточно сложно. На исчезновение видов, считает учёный, повлиял целый комплекс факторов. С одной стороны, сильное влияние оказал запуск Северо-Крымского канала, изменившего микроклимат значительных участков равнинного Крыма. С другой — человеческая деятельность, связанная с уничтожением природных местообитаний и кормовой базы.

«Степной Крым больше всего пострадал от хозяйственной деятельности. Поступление значительных средств на развитие сельского хозяйства в последние годы привело к активному воздействию человека на степные биоценозы. Было распахано много земель, стали шире применять пестициды», — пояснил эколог.

Ярким примером вмешательства человека в природу стала трагедия, которая произошла в конце 2021 года. Как тогда рассказывал ForPost, крымские аграрии хотели защитить свои поля от грызунов с помощью отравленного зерна, но вместе с мышами и крысами на опасный корм пришли краснокнижные дрофы. Из-за яда и без того малочисленная популяция редких птиц потеряла по меньшей мере 125 представителей вида.

Погибло более сотни дроф.

Одновременно с этим в Крыму фиксировалась массовая гибель зайцев, лисиц, куропаток, нескольких видов соколов. Орнитологи также сообщали о гибели десятков журавлей на западе полуострова.

«У озера Джарылгач погибло 40 журавлей-красавок и 20 серых журавлей. Это были птицы, сумевшие добраться к воде, но мы не знаем, сколько их осталось лежать на полях. Раньше на этом озере собиралось до 600 журавлей, теперь их там попросту не бывает. Такая же судьба постигла и группировку журавлей на озере Сасык-Сиваш», — поделился печальной сводкой по гибели животных эколог.

Активное применение пестицидов на фермах Крыма серьёзно сказалось на численности многих видов насекомых. В частности, на главных опылителях растений: пчёлах, шмелях и бабочках. Сокращение их популяций может со временем привести к тому, что растения крымских степей придётся опылять вручную.

Случай суслика

Не менее любопытно проследить, как с развитием агропромышленной отрасли в Крыму менялся охранный статус сусликов. Начиная с советского времени, маленькие полевые грызуны считались вредителями, в борьбе с ними не помогали никакие средства. Но не так давно число сусликов стало стремительно сокращаться.

«За последние 10 лет заметно уменьшилось количество колоний и численность сусликов в них. Скорее всего, ухудшение условий обитания привело к ослаблению иммунитета, что, в свою очередь, привело к массовой болезни и гибели зверьков», — пояснил Григорий Прокопов.

Чтобы спасти популяцию этих животных, в Крыму сусликам присвоили статус охраняемого исчезающего вида и даже внесли в республиканскую Красную книгу. Но непоправимый ущерб экосистеме был нанесён: вслед за грызунами с полуострова стали пропадать многие хищные виды, для которых зверёк был частью рациона питания, например, хорьки.

Теперь малый суслик относится к охраняемым исчезающим видам.

Не менее вредным для степной экосистемы оказывается желание человека «улучшить» природу. Например, степные участки на полуострове принято распахивать и засеивать лесами. Однако такими действиями мы лишаем животных условий, необходимых им для жизни, пояснил учёный. По его данным, случаются в Крыму и неудачные попытки реакклиматизации.

Так, в рамках проекта «Степное биоразнообразие» на Тарханкуте пытались организовать полувольное содержание куланов и сайгаков, которых привезли из заповедника «Аскания-Нова». Животных поселили в вольер площадью 100 га в средней части балки Большой Кастель. Однако для комфортной жизни двух видов этого пространства оказалось катастрофически мало.

«Испуганные животные устремлялись в балку, и, случалось, калечились. В итоге несмотря на то, что куланы и сайгаки регулярно размножались, поголовье их не увеличивалось. К 2020 году сайгаков не осталось», — поделился итогами эксперимента Григорий Прокопов.

В поисках компромисса

В борьбе за сохранение природы Крыма экологи регулярно пытаются вступить в диалог с ведомствами, которые реализуют в регионе программу экономического развития. Чиновники далеко не всегда готовы идти на необходимые компромиссы. Всё дело в разнице интересов, объясняет Григорий Прокопов: хозяйственная деятельность нацелена на скорейшее получение прибыли, а природоохранные мероприятия очень тормозят этот процесс.

«Возникает ряд закономерных вопросов. Обязательно ли аграриям производить распашку территорий, где получить хороший урожай мало шансов – солончаки, поды, регулярно затапливаемые водой?» — привёл аргументы экологической общественности собеседник издания.

К 2020 году все сайгаки программы «Степное биоразнообразие» погибли.

Региональное природоохранное министерство должно получить широкую поддержку в программах по сохранению местных биосистем, уверен Григорий Прокопов. По его мнению, в Крыму должны пересмотреть отношение к использованию ядохимикатов: повышать грамотность аграриев в вопросе использования пестицидов; анализировать воздействие «химии» на организмы животных и людей; искать экологичные альтернативы дешёвым и опасным средствам.

Не менее важно определить, какие земли стоит отдать под распашку и устойчивое развитие сельского хозяйства, а какие вывести из оборота для восстановления степных сообществ. Но самое главное, считает учёный, нужно наконец-то уйти от формального выполнения природоохранных задач.

«Самое сложное — уйти от “галочек”, начать видеть за “лесом” экосистему. Если речь идёт о восстановлении лесов, то их нужно восстанавливать там, где они и были раньше, и высаживать породы деревьев, которые там произрастали», — подытожил Григорий Прокопов.

Проектами преобразования природных комплексов должны заниматься люди со специальным биологическим образованием, имеющие опыт практической работы, заключил старший преподаватель кафедры геоэкологии КФУ им. В.И. Вернадского Григорий Прокопов.

Часто жителям Крыма приходится брать борьбу за сохранность родного края в свои руки. Ранее ForPost рассказывал, что с конца февраля в Симферополе проводятся работы по облагораживанию столицы. Один из пунктов программы — санитарно-формовочная обрезка деревьев. После такого преображения многие районы столицы стремительно «лысеют», так как деревья превращаются в голые столбы. Протесты крымчан против «дровосеков» заставили обратить внимание на проблему не только городскую и республиканскую власти, но и правоохранительные органы.

Елена Фокина

Фото: Григорий Прокопов

Читайте также: