В Европе начали бить тревогу из-за отсутствия энергетической независимости. Как пишет Politico, процесс отказа от российского газа привёл к тому, что Брюссель в энергетическом плане становится всё более зависимым от США, однако поставки американского сжиженного природного газа, некогда казавшиеся наиболее безопасным вариантом, теперь внезапно могут оказаться под угрозой.
Уже сейчас четверть газовых нужд Европы покрывают именно США, но планы по постепенному отказу от российских энергоносителей подразумевают, что зависимость ЕС от США в этом плане только вырастет в ближайшем будущем. Такая ситуация наблюдается в период крайне нестабильных отношений между Брюсселем и Вашингтоном.
В качестве последнего витка эскалации этих отношений президент США Дональд Трамп пообещал наложить новые торговые пошлины на Францию, Данию, Германию и Великобританию, если ему не разрешат купить Гренландию. В Европейском Союзе предложили серьёзные ответные меры.
Однако эффективность таких мер остаётся под вопросом, если учесть, что Вашингтон в любой момент может остановить поставки газа в Европу. О таких опасениях изданию рассказали несколько высокопоставленных источников в политических кругах Брюсселя.
«Зависимость от США, очевидно, есть, но мы, по сути, вынуждены её терпеть, — отметил один источник. — Другого выхода просто нет».
По данным аналитического центра Bruegel, в 2021-м году на долю России приходилась половина всего газового импорта ЕС, в то время как из США в Старый свет прибывало всего 5% такого импорта. Сейчас же ситуация выглядит противоположным образом: по последним данным, доля российского газа составляет всего 12%, а американского СПГ — 27%. К 2030-му году поставки из США могут отвечать за 40% всего газового импорта Европы.
В Брюсселе надеются, что их в этом плане могут спасти потенциальные новые поставки из Катара и ОАЭ, но другие голоса в ЕС утверждают, что это отличный повод ускорить обещанный процесс отказа от ископаемого топлива и полностью перейти к возобновляемым источникам энергии. К тому же, новых поставок не приходиться ждать до 2030-х.
Ранее европейские чиновники заявили, что амбиции Трампа по присоединению Гренландии к США лишь играют на руку России.
Их предупреждали
Отметим, что ЕС, наконец, осознал то, о чем говорилось ещё на стадии планирования европейского отказа от российского газа. До 2022 года европейская модель держалась на трёх опорах — дешёвый российский трубопроводный газ, конкурентоспособная промышленность и американский зонтик безопасности. После начала СВО ЕС неправильно выбрал приоритеты, и отказался от самой «малозначимой», по его мнению, части системы – российских энергоносителей. При этом инфраструктурно быстро заменить трубопроводные объёмы можно было почти только сжиженным газом, а единственный поставщик, способный оперативно дать нужные объёмы и логистику, — США. Отсюда и европейская формула «альтернативы нет»: в реальности быстро заместить американский СПГ нечем. Норвегия близка к пределу возможности, Алжир ограничен и политически непрост, Катар и ОАЭ — это перспектива 2030-х, а «настоящая альтернатива» означает не нового продавца, а перестройку всей энергетики — сокращение спроса, ускорение ВИЭ и атома, новую инфраструктуру. На что нет времени и денег.
Европа привыкла быть экономическим гигантом при внешних поставках энергии и внешней же безопасности, а в мире силы и торга такая модель неизбежно превращает её в зависимого игрока. Особенно если и безопасность, и энергия – в руках одного и того же актора.






