Глава МИД Ирана 2 июля посетил Дамаск. Поездка в том числе была связана с подготовкой к обещанной Турцией операции на севере Сирии: Анкара заявила, что армия готова к её проведению, а основная цель — это расширение 30-километровой зоны безопасности и минимизация угрозы террористических атак.
Мир меняется, и на фоне этих изменений происходит интересное. Причём всё чаще и в самых неожиданных местах. В частности, то, что мы сейчас наблюдаем, — это намечающийся, пусть и ситуационный, но альянс Ирана, Сирии и Турции. Нечто абсолютно немыслимое ещё несколько месяцев назад.
Прилетевший в сирийскую столицу иранский министр Хосейн Амир Абдоллахиян заявил, что Тегеран «стремится улучшить отношения между Сирией и Турцией путём налаживания диалога». И то, что Иран начал выполнять подобные посреднические функции, это совершенно новый момент в ближневосточном пасьянсе. Равно как и то, что подобные переговоры ведутся совсем без России.
Моментально возникает вопрос о том, за счёт чего и, главное, за счёт кого можно улучшить отношения Турции и Сирии, если не за счёт Ирана. Может быть за счёт России? Но вариант России глава Сирии сразу отверг, заявив, что российская спецоперация на Украине создаёт новый баланс сил в мире, который будет в интересах Сирии и Ирана.
Именно это Башар Асад сказал на встрече с иранской делегацией в сирийской столице. И это означает, что явного ущемления российских прав в регионе не будет, но вот что там будет под ковром, — это интересный вопрос. Никто и никому ничего не гарантирует, в том числе и Москве.
Другие «старые игроки» в регионе — это Израиль и США. Действия Израиля, мягко говоря, не по душе ни Сирии, ни Ирану. Не так давно они договорились о поставках иранского вооружения в Сирию именно для борьбы с возможными израильскими атаками по сирийской территории. И именно в день встречи в Дамаске тот самый Израиль нанёс удар по этому новому, поставляемому вооружению.
Но и поддержка Турции их совместному противостоянию Израилю до последнего времени не казалась высоковероятной. Анкара, наоборот, стремилась улучшить свои отношения с Иерусалимом. Но сейчас тональность постепенно меняется, и иранская инициатива может принести самые неожиданные плоды.
Что до США, то стороны (и Иран, и Сирию, и Турцию) вполне удовлетворяет решение вопроса на севере Сирии за счёт подавления курдов, поддерживаемых США. Именно на это Турция готова пойти с определёнными оговорками. Именно этим её, видимо, и привлекли. Но тут уже Ирану придётся уговаривать Башара Асада, поскольку тот, в свою очередь, не хочет слишком сурово обходиться с курдами, даже несмотря на то, что они его постоянно сами же и «кидают».
Иными словами, новые варианты ближневосточного расклада уже на столе. Пусть и каждый из них требует договорённостей. Вполне вероятно, что от каждого из них стороны возьмут по чуть-чуть, создав что-то более окончательное. То есть чуть прижмут американские, израильские и российские интересы. Это не хорошо и не плохо — это жизнь. Ведь, в конце концов, все пользуются окнами возможностей для избавления от иностранного влияния. Хотя, конечно, могли бы и «выразить глубокую озабоченность». Но не выражают. Обижаться на них не надо. Учиться надо.
Читайте по теме: В Турции захотели выйти из НАТО
Павел Кухмиров