Годовщина гибели Виктора Цоя — он разбился под Ригой 15 августа 1990 года — заставляет каждого из поклонников его творчества вспомнить что-то своё, связанное с группой «Кино» и её лидером. Для многих севастопольцев это — автографы, в которых, как рассказывают знавшие Виктора Цоя, он практически никогда не отказывал.
Многие из них получены на единственном концерте, который был у группы «Кино» в Севастополе. Он состоялся — если так можно говорить о выступлении, сорванном ошалевшими от встречи с кумиром фанатами, — на стадионе КЧФ у Исторического бульвара 10 мая 1990 года, за три месяца до гибели Виктора Цоя.
Фотографией автографа, полученного тогда старшим братом, с ForPost поделился севастополец Ким Посмитный. На рублёвой купюре музыкант расписался простым карандашом.
«Брату было тогда 14 лет. Цой расписался простым карандашом, а брат впоследствии зачем-то обвёл автограф ручкой, и ценность его уже никакая после этого. Мы-то знаем, что он настоящий, но для других это уже не то», — рассказал Ким.
Сильно подпорченными оказались и впечатления зрителей этого сорванного концерта.
На разрыв
Что же с высокой достоверностью можно рассказать об этом выступлении, на котором охрана оказалась в не менее значимой роли, чем музыканты, а главным героем вообще стала разбушевавшаяся от радости толпа?
Было заявлено два концерта: на 17 и на 20 часов, однако состоялся только второй. На него же предложили прийти и тем, кто купил билеты на 17 часов. Некоторые обвиняют организаторов в сознательной уловке. Говорить об этом уверенно нельзя, однако в плане концертного тура (а поклонники творчества трепетно собирают все связанные с кумиром свидетельства) действительно обозначен только один концерт.
Стадион флота был полон под завязку — ко всему прочему его уплотнило множество перемахнувших через невысокую стену «зайцев». Однако пока на разогреве выступала днепропетровская группа «Красные», большинство зрителей ещё оставалось на трибунах. Но только до того момента, как из въехавшего автобуса не вышел Виктор Цой.
«На поле — маленький помост вместо сцены, никак не огороженный. Вокруг поля — двойное или тройное оцепление (точно не помню): солдаты, матросы, милиция. Поначалу кое-как оцепление сдерживало толпу, но она давила всё сильнее. Мне удалось протиснуться почти в первые ряды, видел и слышал Цоя метров с 10, кажется. Он успел спеть всего несколько песен. Жаль! Народ в эйфории начал бросать в воздух всё что подвернётся — летели и бутылки, и одежда...Виновны организаторы, конечно, в первую очередь, но и люди повели себя как дикари!» — описал события один из зрителей по имени Сергей.
Толпа продавливала оцепление почти до сцены, милиция была вынуждена пустить в ход резиновые палки — и тогда напирающие отступали. То, что никого из упавших не затоптали, можно считать удачей.
«Так было несколько раз: Цой начинает петь — толпа давит к сцене почти вплотную, далее — дубинки, оттесняют всех до середины поля и так далее. Цой два или три раза просил народ вести себя спокойнее и предупреждал, что не сможет в такой обстановке продолжить концерт. Ему удалось исполнить всего три песни, кажется. Толпа не смогла успокоиться, и Цою пришлось прервать выступление. Очень жаль!!!!!!! Подогнали автобус, и его увезли. Народ разогнали дубинками, и все побрели домой — кто-то без обуви, кто-то в порванной одежде с синяками и ссадинами от дубинок. Моему товарищу оторвали рукав на куртке, я отделался небольшим синяком. Расстроенные, мы брели в центр города, очень жалея, что так быстро всё закончилось», — продолжает Сергей.
Эту версию разделяет большинство тех, кто оставил свои комментарии в тематических пабликах. Сегодня они с радостью вспоминают детали сорванного концерта, не забывая и о доставшихся им ударах милицейских палок - ими пробивали путь к машине для музыкантов.
«В первый раз в жизни увидел неуправляемую агрессивную толпу. Отдельные типы пытались забраться на крышу автобуса, стоявшего чуть позади „эстрады”»,
«В общем, Цоя чуть не порвали, и он, бедный, даже пятую песню не допел... Еле убежал!!!»,
«Из всего, что самым ярким помнится, — совершенно дикое поведение угарышей, яростно лупивших чем попало по борту автобуса ЛАЗ, в котором весьма быстро увозили группу „Кино”, — дело было на южной стороне стадиона КЧФ. Для меня в то время — совершенно немыслимое занятие, был весьма озадачен увиденным», — рассказывают очевидцы.
Они говорят: буйным юнцам был не столько важен Цой, сколько возможность продемонстрировать всё то, что они видели на рок-концертах по телевизору.
«Они окружили его плотной широкой стеной — так, что зрителям с трибун ничего вообще не было видно. Не было и слышно, потому что эта молодёжь на поле визжала, кричала что-то невнятное, девицы все тут же позалазили на плечи своих уже пьяных кавалеров, и даже Цой не мог их привести в чувство»,
«Им не нужен был концерт, они изображали из себя жутких фанатов. Цой три или четыре раза пробовал сказать толпе, чтобы она хотя бы не орала, но его уже не слышали и не слушали. Поэтому, на шестой или седьмой песне подъехал автобус, Цой и команда прыгнули в него со словами: „Я приеду, когда вы научитесь себя вести и когда меня увидите хотя бы на сцене”», — рассказывают одни очевидцы.
Есть те, кто уверяет: не было на стадионе КЧФ ничего такого, чего не происходило бы в те годы на концертах других звёздных групп, Цой сам звал всех на поле; уходя, не упрекал, а обещал вернуться, а бардак начался только после того, как по непонятным причинам отключили звук. Правда, статистика говорит в пользу первой версии.
И всё-таки о нём
«Чёрный Цой с белой гитарой, огоньки зажигалок, море огоньков почему-то запомнилось. Мне было 14 лет — золотой возраст! Ничто не пугало — ни отсутствие билетов, ни присутствие ментов. Уже не помню, как перелезли через стену со стороны Панорамы, кое-как нашли себе местечко справа от сцены. Звук был паршивенький, но мы были несказанно счастливы», — вспоминает теперь уже давно не юный зритель.
«Здесь пишут, что звук был отвратительный, но мне так не показалось, всё было ярко и чётко — может, мы тогда неизбалованные были... Цой запомнился своей своеобразной мимикой в своей неизменной чёрной рубашке», — пишет другой.
В 1988 году на открытой площадке в Алуште всё было гораздо спокойнее
Первой Виктор Цой исполнил «Звезду по имени Солнце», а «Группу крови» спеть не успел, вспоминают поклонники. Большинство пишет, что концерт закончился на середине пятой песни.
«Если бы Цой не прекратил концерт, его бы просто раздавили»,
«До Цоя уже стали дотрагиваться через милицию, которая его взяла в кольцо. После этого концерт прервали, так как была реальная опасность того, что группу „Кино” просто раздавят»,
«Менты разгоняли дубинками, делая коридор для Цоя. Я стоял в первых рядах — выхватил, но увидел его испуганное лицо и его белую гитару. Впоследствии я видел много звёзд, но эти воспоминания самые дорогие»,
«Ещё помню, что мы и не думали сдавать билеты на несостоявшийся концерт. У меня до сих пор хранится», — пишут люди, и спустя десятилетия оставшиеся поклонникам «Кино».
«Умереть в объятиях матросов»
Как пишет Виталий Калгин (журналист, музыкант и исследователь творчества Цоя), причину неудачного концерта гастрольный директор «Кино» Олег Толмачёв видит в том, что «тогда всё отдали на откуп филармониям».
Филармония здесь никогда не видела, что такое настоящий рок-концерт. Отсюда и низкая картонная сцена, с которой не было видно музыкантов, и очень плохой звук, и неготовность к такой реакции фанатов — есть такое мнение и в Севастополе.
Действительно ли она виновата или же обвинения безосновательны — судить не будем, но сохранилось вот такое объявление с приглашением Госфилармонии.
Виталий Калгин пишет, что подобных историй во время концертов «Кино» было много. Вот только севастопольский концерт один из главных «цоеведов» страны выделил несправедливо — якобы на нём «музыкантам пришлось убегать от толпы обезумевших моряков, окруживших их плотным бело-голубым кольцом».
Эти слова опираются на воспоминания члена группы «Кино» Георгия Гурьянова, известного как Густав.
Георгий Гурьянов и Виктор Цой
«Я помню, как мы в Севастополе от моряков убегали... Это была какая-то прямо всепоглощающая страсть. Аудитория — как во сне. Как на моих картинах. Одни моряки. Широкоплечие. Стадион Краснознамённого Черноморского флота. Огромное футбольное поле, сцена, а вокруг моряки. В общем, мы играем. Где-то середина концерта, какой-то горячий трек, и кольцо моряков вокруг сцены просто начинает сужаться. Постепенно так... Наступает критический момент. И вот в середине песни, я не помню какой, Витя бросает гитару, за ним, как по команде, Игорь, Юрик, и, не говоря ни слова, мы бежим. Из охранников был сделан живой коридор, узкий такой... Это как в какой-то компьютерной игре... Мы бежим, выбегаем, и круг, это кольцо, замыкается. Я всегда думал потом: каково это — умереть в объятиях матросов? На стадионе Черноморского флота... У меня дух захватывает. Героическая смерть. Это круто. Жаль, не было камер никаких, со стороны это очень круто было смотреть, наверняка. Это всё так кинематографично... А вообще я всё принимал с удовольствием. Мы же были на своём месте и занимались своим делом. Ничего такого сверхъестественного. Было всё то, что должно было быть. Но, по-моему, всё было здорово. Мне всегда хотелось на это посмотреть из зала», — цитирует хроникёр музыканта и художника.
Картинка реальности так субъективна в нашем сознании, и воспоминания Густава это ярко показывают. Возможно, за светом софитов он не рассмотрел никого, кроме моряков в оцеплении. Наверное, не знал и не догадался, что в военно-морском городе флот — это и служба охраны порядка. И возникли в его голове фантасмагорический сюжет и картинка о «героической смерти в объятиях матросов» — тогда эта шутка была без всяких двусмысленностей.
Увы, якобы когда-то существовавшие фото и видео этого концерта найти пока никому не удалось, и нам остались только музыка Виктора Цоя и воспоминания, порой очень туманные и субъективные.
Но есть одно, которому почему-то верится. Им поделилась Наталья Голубева.
«Я на концерте не была, зато шла из школы мимо гостиницы „Украина” и видела, как он садился в „Волгу” и ел батон... Так интересно, я училась в 4-м классе вроде, а так отчётливо помню», — рассказала она.
И без такого маленького, бытового, но очень контрастного эпизода была бы не полной эта картина концерта, музыканта и времени .
Читайте по теме: Как в Крыму родилась группа «Кино»
Светлана Косинова
При подготовке материала использованы воспоминания из пабликов «ВКонтакте» и Севастопольского форума
Фото: Рок Группа КИНО | Вконтакте
Обсуждение (41)
Верно Густав пишет, полукольцо оцепления вокруг сцены состояло из балаклавских моряков. Толпа фанатов сжала это кольцо и несколько раз выпихивала кучу матросов на сцену.
А разогревающая группа "Красные" в красных шароварах пела какую-то ерунду.
to 19: Что он верно пишет - что моряки их хотели задушить в объятиях, и от них пришлось бежать?
Вот те раз, уже тогда понаехи вредили идеально воспитанным севастопольцам??
Некоторые д.б до сих пор верят в то, что он жив. Сам никогда не слушал в молодости, не слушаю и сейчас, тем более. Тут можно поспорить, хорошо ли использовать гитару, как ударный инструмент!
Звук был действительно паршивый и переорать толпу Цой физически не мог, поскольку аппаратуру на концерт притащили с какого-то ДК. Какой стадион если там максимум 300 ватт прокачать получилось. На Приморском у музыкантов мощнее аппаратура. Я был один из тех, кто перелез через забор и тусил недалеко от сцены и ни одного слова из песен слышно не было, один какой-то гул. Вот толпа и ринулась к сцене. Было бы хотя бы пару киловатт - всё пошло бы иначе. Просто это было начало только подъёма занавеса над роком и никто в Союзе не умел организовывать такие концерты с живым звуком, тем более в закрытом провинциальном городе.
А я бы ещё вспомнил Ротару на Чайке и знаменитый матч Атлантики с Реджаной, вот это была тоже туса :)
Был на этом концерте. "Зайцы через забор" это - про нас: билеты невозможно было купить. Концерт остановили из-за неадекватной толпы, но звук изначально был "не очень".
Спасибо!
Был на этом концерте. Помню как люди лезли массово через забор, может лезли и со стороны панорамы, но я видел как лезли со стороны противоположной входу. Очень много пьяных. Звук был ужасный, может Цой и говорил что-то, но я стоял подальше от сцены и ничего такого не слышал. Да пьяная толпа ломанулась к сцене. Цой запомнился с того концерта черезчур пафосным, уже с поправившимся , округлившимся лицом. Тогда было панковское время. Все слушали Гражданскую Оборону, Алису, Кино, ДДТ, Наутилус и после выхода альбома Кино 90го года -Звезды по имени Солнце многие решили, что Кино совсем опопсело. Сейчас я понимаю насколько мы ошибались. Да в песнях не было протеста, но Цой этим альбомом как-бы коснулся вечности и попрощался со всеми.
На концерте не был. Не все песни нравятся. Но есть несколько просто шедевральных по энергетике и исполнению. КИНО - самая запоминающаяся группа того времени, с неугасающей привлекательностью...для меня.
Сорвали концерт своим поведением, а потом расстроились, что так быстро закончилось. Типичная логика быдла.
меня там не было.....
но стыдно, очень стыдно!
to Клара Захаровна: Это было типичное поведение толпы на типичном стадионном концерте, просто никто не заморочился его правильной организацией и толковым райдером по звуку. Это был ещё совок, в котором люди должны сидеть ровными рядами и аплодировать по команде, а тут всё пошло не так. Тогда всё общество было напоено протестами и нетипичным поведением и концерт Цоя в Севастополе просто стал лакмусовой бумажкой.
Кстати, это был ещё не самый крутой тусняк, давайте вспомним Звёздный припой ;)
to Клара Захаровна: Анагично)- типичная раздача ярлыков, не заморачивась сутью.
Как жили и что было тогда время не нынешним судить. Страна летела в пропасть. Нынешняя молодежь похвастайсь настощим, к чему пришли за 30 лет.
to Мастрояни:
Если индивиду непонятно творчество В.Цоя, то это ещё не значит что умнее всех. В.Цоя давно нет в живых, но он жив в сердцах. Его песни слушают, делают ремиксы и по сей день востребованы. Современной молодёжи 14-17 лет очень нравится его творчество. Кто из музыкантов может похвастаться такой популярностью?!
На центральном рынке в какой-то день мая, рассматриваю что-то в киоске и вдруг вижу рядом Виктора Цоя. От неожиданности остолбенела, потом мелькнула мысль - где взять ручку и бумагу для автографа, пока соображала он с друзями затерялся в толпе. Так все спокойно и обыденно было,словно и не находилась на рынке ЗВЕЗДА. Людей было много, но никто не набрасывался на Цоя.А на концерте видимо пьяные фанаты устроили такой погром. Эта встреча четко врезалась в память, так обычно бывает, когда больше не увидишь...
to olga-smirnova2006: В Москве есть словечко "замкадыши" Вы не из Москвы, часом?
Я была на том концерте, стояла далеко, помню как Цой успокаивал толпу, звук был плохой, спел несколько песен, прерывался и успокаивал толпу, снова начинал петь, и в какой-то момент начал убегать, из дали не очень понятно была причина, но очень жаль. Толпа долго не расходилась, все ждали, что вернеться, но увы...
Я там была на этом концерте. Ваши фантазии вообще не в тему.
Там была пьяная молодежь, которая не поняла, на кого пришла, они прорывались к сцене и все сорвали. "Спасибо" им. А может, это были провокаторы.
Согласна с вами на 100%!
Тоже самое на стадионе КЧФ было и на выступлении Шатунова. Правда первый концерт прошел спокойно, а на втором провокаторы, давка, срыв концерта. А Цоя тогда было слышно даже в Стрелецкой, за несколько километров от стадиона.
Начиная с 1985-го иуда Горбачев дал команду "Фас!" прессе для оголтелого мочилова СССР и советской власти.К 90-му обалваненный контингент вполне созрел.Все были пропитаны ядом лживых публикаций и протестными настроениями.В 91-м тупо и бездарно "выплеснули с водой и младенца",обретя взамен развал СССР,массовую безработицу и нищету. Общенародную собственность,за счет которой оплачивалось бесплатное учение,лечение,жилье,присвоили жирные коты.теперь у них хатынки в Лонодоне,Швейцарии,Испании,Италии,яхты и дворцы ,а народ пожинает горькие плоды своей доверчивости продажным журнашлюшкам,оболванившим его, и Ельцинской банде.
Примерно в то же время (может, годом раньше) на "Чайке" выступала "Машина времени". Так вот, после первых аккордов толпа ломанулась с трибун на футбольное поле, к сцене. Даже сорвали какой-то баннер, который там был растянут. Милиция ничего не успела сделать. Макар сохранил самообладание, сказал что-то вроде: "только нас пожалуйста, не порвите", и концерт продолжился, не прерываясь. О качестве звука судить не могу, мне тогда не с чем было сравнивать))) Но как минимум, один раз он пропадал. А музыканты продолжали играть. Макар, Кутиков, Ефремов, Зайцев.
to Токумен:
К 1990 году "Машину времени" и Макаревич были профессионалами концертой деятельности. Макару на момент концерта в Севастополе было 36. И его уже много лет "мотало с гитарой по колдобинам страны" (его слова). У Цоя не было ещё такого опыта, но амбиции были не меньше... Но это не важно. Так получилось... Теперь мы сорвавшие тот концерт воспитываем своих детей и жалуемся на их неадекватность и самый суровый конфликт отцов - детей за последние пол-века.
В те времена мне было 16, но на концерт я не пошел и даже не собирался. Цой же не Летов.
Я была на этом концерте. Билеты были. Но наши любимые сограждане, действительно, вели себя как безумцы. На сцену выбежала девица с голым торсом, пыталась поцеловать Виктора, он из-за этого и предупреждал об остановке концерта. В оцепление поставили молодых и зеленых морячков-срочников. Толпа снимала с них головные уборы в кидала на сцену. Периодически сминала их и прижимала к самой сцене. Милицию с дубинками я не видела. Я видела хаос, без какой-либо организации. Музыканты сами выруливали все ситуации. Да, Виктор несколько раз предупреждал об остановке концерта и, в конце-концов, все остановилось. Я первый и последний раз видела такой беспредел. очень обидно было. Но, хочется отметить, что многие люди с билетами, остались сидеть на трибунах. Бесчинствовали именно те люди, которые полезли через ограду, а потом, они стали лезть на сцену.
Вывод:
Из-за неадекватного поведения одних на концерте, многие не получили того, что хотели.
А почему во время исполнения Рахманинова или Чайковского никто из зрителей не лезет к дирижёру в симфонический оркестр?
Я был на этом концерте. Его сорвала молодежь, особенно те, которые лезли, через бетонный забор стадиона. Установленный периметр по стадиону для зрителей был сорван. Все лезли к сцене. В итоге к сцене у южных ворот стадиона подогнали автобус и увезли Виктора Цоя с его групой. Спел он песен пять.
Тут процентов девяноста " воспоминаний" людей (что из статьи, что из самих комментариев) которые, либо небыли на концерте, либо находились в том состоянии в котором были. Оказывается молодежь сорвала концерт, а не два стадиона в одном и "сцена" на беговой дорожке. .......... И да, бедные " киношники" зная, что твориться на стадионе, выбежали, "мужественно" и быстро сыграли четыре песни, забрали выручку за два концерта и убежали.
В 1990 году отец служил в Днепрепетровске. На концерте был 19 марта. Концерт прошел без происшествий. Исполнено было примерно 15 песен. В заключении Перемен и Группа крови порвали зал!!! В Днепре было 5!!! концертов, а в Севастополе почти получился всего один. Не справедливо, судя по "наскальной" росписи подъездов, фанатов в Севастополе намного больше! Но это в прошлом... Все кто были тогда молодыми и пели под "мафон" Звезду по имени Солнце, поднимите рюмку за Виктора! Вечная память, мы помним...
А "понаехов" и "тайги" в Севастополе в мае то ещё нет! Тогда, откуда же взялись эти дикари в божественноно интеллектуальном и сверхкультурном Городе? И где они сейчас, достигшие 45-50-летнего возраста? Скромнее надо быть с самооценками!
to val.prasolov:
На их концертах нет обкуренной молодёжи. Зрители среднего возраста и старше умеют контролировать свои чувства.
С музыкальной точки зрения кроме 2-х "хитов" у Кино ничего не было
Такая же бестолковая группа как и все перестроечное время
to TLG-55:
С музыкальной точки зрения В.Цой обогнал время. Повторюсь. Его песни поют дети родившиеся после 2000 г..
Не пишите чушь
Современная молодежь не знает такого
Музыки там ноль
Был на концерте Цоя в Алма-Ате
to TLG-55:
Чушь льётся с вашей стороны. Мои дети и их друзья на День рождения хором у костра пели песни В.Цоя. Обалдел, когда услышал. Так-то.
у него нет песен кроме 2-3
Музыки там просто нет
мне жаль ваших детей
Это на уровне беларуского протеста
to TLG-55: у него нет песен кроме 2-3 Музыки там просто нет мне жаль ваших детей Это на уровне беларуского протеста
У В.Цоя с десяток хитовых песен.
Можете набрать в гугле и ознакомиться.
А что касается вкуса, то бессмысленно
по этому поводу выяснять отношения.
"Нравится" и "хочу" не обсуждаются.
Ведь вы не случайно заглянули
в эту новость. Значит у вас есть какая-то
симпатия к творчеству В.Цоя.
P.S. Свою популярность он набрал
за последние 3 года жизни.
Именно этот период творчества
нравится его поклонникам...
to val.prasolov: Вывод:
Из-за неадекватного
поведения одних
на концерте,
многие не получили того,
что хотели.
А почему во время
исполнения Рахманинова
или Чайковского никто
из зрителей не лезет
к дирижёру в симфонический оркестр?
Потому,что Рахманинов
с Чайковским не "торкают"
большинство,даже без прихода.
Сейчас очень много рок-исполнений
классической музыки,даже из уст
монахов и военных.
Но без Гераклейской
рокады,этого нге понять!