сб, 15/12/2018 - 19:03

Других меценатов у меня для вас нет

Годы обмана и лжи скомпрометировали понятия благотворительности и меценатства, а пламенные речи о патриотизме и вовсе воспринимаются как фоновый шум

Севастополь, похоже, так и не созрел для того, чтобы отличить истинные ценности от ложных. Впрочем, в этом сложно обвинять обычных людей – часто они лишь жертвы политических игр, в ходе которых черное многократно меняется местами с белым. Несложно и запутаться.

Вспомним, как рождался проект создания музея «35-я береговая батарея». Этому препятствовали не только украинские власти города, но и отчасти – общественное мнение. Люди испытывали недоверие – а вдруг там построят дачи? А вдруг растащат то, что еще можно растащить? Стоит ли говорить, что подобные подозрения активно стимулировали недруги. Но вот проект состоялся. Мало того – он широко известен в России, признан музейным сообществом, ставит рекорды по посещаемости. И дачи там никто не построил, и за вход денег не берут… И главное – музей создан без участия государства. Все, что от него тогда требовалось – это не мешать.

Шаблон в общественном сознании со скрипом треснул и разломился. Оказывается, это возможно!

Пантеон памяти на 35-й береговой батарее в Севастополе. Фото: Ant_53

Но даже при всем этом сохранилась горстка людей, которые своим поведением отдаленно напоминают явление ВИЧ-диссидентства. Они продолжают ненавидеть и всячески очернять музей, ища любые поводы придраться. Практически за каждым из них – либо личная история обиды, либо и вовсе история болезни. Но их ничтожно мало и они вызывают лишь сожаление. А музей был, есть и будет. Его уже посетило более миллиона человек – и придут еще миллионы.

Люди, стоявшие за созданием этого музея, боролись за сохранение национальной идентичности жителей города. В ее основе – память, воплощенная в памятниках.

После событий весны 2014 года многим казалось, что сразу же наступит торжество справедливости и все будет иначе. Самые опытные из нас понимали, что это маловероятно. Но даже они, наверное, не могли представить, какой удар под дых нас ожидает. Город, вернувший себе право на историю и русский язык, оказался неспособен защитить свои памятники…

Вполне естественно, что по истечении четырех лет беспомощного, а иногда и откровенно вредительского отношения власти к таким чувствительным вопросам у создателей «35-й батареи» появилась идея взять в свои руки спасение знаковых мест города, достойного поклонения. И только понаехавшие (в самом худшем смысле этого слова) варвары могут заявлять о «какой-то организации», которая занимается «самовольным строительством» в центре города. Севастопольцы прекрасно знают, что 35-я не подведет.

Тем более странно наблюдать очередных «ВИЧ-диссидентов», которые наперебой кричат о том, что работы нужно остановить и еще и взыскать с «вредителей» какой-то ущерб. Господа, да не офонарели ли вы? То есть уже недостаточно просто реконструировать без копейки казенных денег Матросский бульвар, причем сделать это максимально бережно и качественно? Нужно еще в ножки вам поклониться?! А ведь именно об этом говорит, например, Борис Колесников. Извинись, мол, Алексей Михайлович, переоформи все документы и строй себе дальше. А мы, мол, тщательно посмотрим этому дареному коню – все ли зубы у него идеальной белизны.

Вторит ему и сенатор Куликов: в эфире телеканала «ИКС» он выражает мнение, что все должно быть «по закону»: «сделайте все документы, ребята, и работайте — никто вам не мешает».

Я сомневаюсь, что сенатор действительно думает, что фонду позволят продолжать работы, стоит только «сделать все документы» – надо быть совсем наивным, чтобы не понимать простой истины: даже к самым кристальным документам у Овсянникова нашлись бы претензии. И потому его «работайте, ребята» звучит издевательски. Печальная ирония судьбы: герой «холодной войны», таранивший американский корабль у берегов Крыма, теперь «топит» своих же...

К счастью, лицемеров все же немного. Гораздо опаснее то, что они напугали значительное число жителей города одним простым словом «закон». На обывателя это производит сильное впечатление – мало кто готов «вписываться» за нарушителей. Но вот вопрос: по каким законам Овсянников и компания, например, повышали в десятки раз аренду для предпринимателей? По каким законам ДИЗО хотел снести «Муссон»? Спросите у перевозчиков, которым правительство не платит за перевозку льготников – довольны они таким «законом»?

Правительство Овсянникова превратилось в механизм для репрессий, закон – лишь инструмент. Достаточно указать пальцем, чтобы ищейки из управлений и департаментов побежали и «нарыли» какие угодно нарушения на любом объекте. «Друзьям — всё, врагам — закон», помните? 

Так объясните же мне – что нужно Севастополю? Какого рода благотворительность он созрел принять?

Вернемся в 2013 год. В Херсонесе праздник: добрый барин пожаловал колокол! Да не просто колокол – а рукотворный памятник себе! Имена благодетелей увековечены в бронзе: здесь и Виктор Янукович, и Сергей Савенков, и даже Федор Рубанов. Нравится вам такой подарок?

Впечатляет, насколько быстро история разбросала всех благодетелей по своим местам – и года не прошло

Или возьмем кабановскую «благотворительность». После того, как жители микрорайона восстали против строительства жилой высотки у забора школы, с властью был найден компромисс: «благотворитель» на ходу переделывает коробку жилого дома в музыкальную школу, а взамен получает право смены целевого назначения огромной промзоны на жилую застройку. Ты – мне, я – тебе. Все довольны. Вот таких меценатов Севастополь понимает!..

А вот теперь, господа сторонники закона, ответьте на один простой вопрос: кто, когда и как предложил БФ «35-я береговая батарея» урегулирование конфликта? Да никто и никогда. Их просто пытаются всеми правдами и неправдами вытурить с объекта. Хотя любой другой руководитель региона в здравом уме и трезвой памяти умолял бы мецената (не инвестора!) закончить объект. Но видимо, федеральные миллиарды совсем затуманили взор нашим горе-руководителям. Денег не жалко – Родина даст еще.

Антон Пархоменко

Читайте также: